Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

09.04.2014

Пермский театр поставил «Человека-подушку»

Первооткрыватель творчества Мартина МакДонаха в России, Пермский театр «У Моста», вновь сыграл премьеру по его произведению. «Человек-подушка» в афише пермского коллектива стала седьмой пьесой британского драматурга.

«Человек-подушка» не похожа на все творчество драматурга, каким мы его знаем благодаря «У Моста». В предыдущих пьесах МакДонаха действие происходило не только что в известной стране, а в конкретном населенном пункте: ирландском городке Линэн, на одном из Аранских островов или в американском захолустье («Безрукий из Спокэна»). Сюжет развивается в неком тоталитарном государстве, лишенном национальных черт: главный герой носит армянскую фамилию, другой – польскую, третий – еврейскую и так далее.

В этой стране расследуется серия зверских преступлений против детей. Почерк преступлений совпадает с мрачными рассказами одного начинающего писателя (Валерий Митин). Немудрено, что подозрение сразу падает на него и его умственно отсталого брата (Василий Скиданов). Подозрение небезосновательно: писатель в детстве пережил душевную травму, а его брат подвергался в семье насилию. И двое неординарных полицейских (Андрей Молянов и Александр Шаманов), расследующих дело, таки добиваются от героя признания, только… совсем не в тех убийствах, что ему инкриминируют.

В художественном мире спектакля замысловато путаются биография подследственного писателя и сюжеты его болезненной прозы. Когда основной подозреваемый рассказывает о своей жизни, невозможно с первого раза понять, где излагается его автобиография и где идет фабула его рассказа «Писатель и его брат».

«Человек-подушка», изданная в 2003 году, – седьмая по общему счету пьеса Мартина МакДонаха (по-английски произносится как МакДуна). В течение предшествовавших десяти лет в «У Моста» были поставлены остальные шесть. Таким образом, по сведениям основателя пермского театра Сергея Федотова, пермский коллектив стал первым в мире, располагающим в репертуаре всеми опубликованными драматургическими произведениями ирландца.

И это первый спектакль «по МакДонаху», который поставил не сам Федотов. Для постановки был приглашен английский режиссер Леон Кейн. Причем его не приглашали в Пермь специально: он приехал в город сам, начал один за другим смотреть спектакли «У Моста» – не зная русского языка, – и лишь затем они с Федотовым сошлись на этом замысле. По собственному признанию британца, к началу работы над «Подушкой» в пермском театре он прочитал пьесу МакДонаха шестьдесят раз. Местами происходящее на сцене шокирует, но англичанин-постановщик ни в чем не перегнул палки, избегнув дешевого натурализма, с которым можно было бы поставить эту пьесу.

–  Есть пьесы, где вы сразу понимаете, что в них происходит и можете сразу сказать, чем они закончатся, настолько все на поверхности, –  рассуждает Леон Кейн. –  А «Человек-подушка» уникальна. В силу, как ее героев, так и места действия. Она сложна и для актеров, и для режиссера. В нее нужно основательно вникнуть, чтобы понять, что говорится, а что подразумевается... Для меня было большой честью работать в «У Моста», я благодарен Сергею Федотову, основателю и сердцу этого театра, за эту возможность.

Сценографию спектакля создал украинский художник Сергей Пантелейчук.

«Человек-подушка» будет вне конкурса показан на первом международном фестивале творчества МакДонаха, который пройдет в Перми в октябре. На него свою версию «Подушки» привезет также МХАТ им. А. П. Чехова, –  пока Сергей Федотов несколько лет искал «ключик» к этой пьесе, это в столице успел сделать Кирилл Серебренников. Кроме него, ожидается БДТ им. Г. Товстоногова с его «Калекой с Инишмана» и еще четыре российских и семь трупп из-за рубежа. Десять лет назад пермский театр открыл творчество неведомого на тот момент британского драматурга российской публике, –  а ныне в нашей стране приблизительно насчитывают уже более 120 постановок автора, оказавшегося столь созвучным российской душе.

Предварительное согласие приехать на фестиваль дал сам МакДонах, и это будет первый приезд культового драматурга в Россию.

 

«Российская газета»