22.12.2021
Дарья Ворончихина о спектакле «Гроза»
«Гроза» – пронзительная история, написанная А. Островским в 1859 году. Преддверие отмены тягостного крепостного права. Островский удивительно тонко почувствовал надвигающиеся изменения в обществе и смог описать характеры, которые наиболее полно их отображают.
Очень часто при постановке «Грозы» режиссёры делают акцент на истории любви или на негативных чертах персонажей пьесы. В постановке же С.П. Федотова чувствуется более глубокое понимание текста Островского, сущность которого, в конечном счёте, сводится к победе старого над новым. В этом прочтении Гроза – не просто явление природы, а символ того, как вообще происходят перемены – с громом, молнией и очищающим ливнем. Примечательно, что герои пьесы видят в грозе наказание, злой рок, знамение надвигающейся гибели. Они настолько укоренились в старом укладе жизни, что для них перемены равнозначны смерти.
В спектакле С.П. Федотова образ Катерины (Анастасия Леднёва) не поддаётся однозначной оценке. С одной стороны она смелая и сильная, не боится противостоять тирании Кабанихи (Марина Шилова). С другой – трепетная, искренняя, немного наивная и романтичная. И эта противоречивость делает её такой живой. Движения актрисы порывисты и в тоже время очень нежны – она как птичка, по случайности вылетевшая из кем-то не закрытой клетки. Её свободный дух олицетворяет будущие перемены.
Тихон (Дмитрий Мурзаев) – удивительно современный характер. Взрослый ребёнок, не до конца прошедший сепарацию от родительницы. Неслучайно он говорит: «вот возьму, да последний-то, какой есть [ум], пропью; пусть маменька тогда со мной, как с дураком, и нянчится». Это месть за свою не реализацию в жизни, за отсутствие свободы. Он злится на Кабанову, но по-настоящему показывает это только тогда, когда случается непоправимое.
Калинин – это собирательный образ русской провинции. В нём выражается критика мещанства. Важную роль в оформлении сцены играют деревянные декорации. На заднем фоне мы видим голые ветки деревьев. Это сухое дерево – душа города. В сердцах и головах жителей Калинина постепенно высыхают подлинные чувства. Остаются только эмоции. Дикой (Александр Шаманов) и Кабанова – это гнев. Тихон – страх. Кулигин – удивление. От тех, кто был способен на чувства, Калинин избавился.
Самые живые персонажи – Кудряш (Андрей Кириченко) и Варвара (Алёна Войтенко) сбежали. За их любовью было очень интересно наблюдать. В ней много удовольствия и любования жизнью. Много честности. Много желания.
Катерина сделала свой выбор, в отличие от Бориса Григорьевича, который остался зависим от чужой воли. С самого начала мы видим его в позиции жертвы и на протяжении спектакля он не меняет её, а просто подчиняется обстоятельствам. Нет ли тут намёка на то, что аристократизм, воспитание и манеры просто неспособны противостоять грубому, но резкому мещанству?
В финале спектакля всё внимание обращается к Тихону. Гроза изменила его. С глаз, наконец, спадает пелена обожания маменьки, он видит её такой, какая она есть и сталкивается с суровой реальностью. Горькое «Хорошо тебе, Катя! А я то зачем остался жить на свете да мучиться!» разрывает сердце. Калинин поглотил Катерину, Тихон остался один. Но после спектакля, как после Грозы, чувствуешь облегчение. Это магия театра.