07.04.2022
Ольга Сорокина о спектакле «Мещане», показанном в Москве 19 марта 2022 г.
- Главная »
- Новости »
- 2022 »
- Ольга Сорокина о спектакле «Мещане», показанном в Москве 19 марта 2022 г.
Что бы ни случилось – иди в театр! Но в хороший театр, настоящий. Только в настоящем театре будет про жизнь. И исцеление, или хотя бы облегчение, обязательно наступит.
За что я и люблю спектакли Пермского театра «У Моста», которым руководит Сергей Федотов? Здесь всегда про жизнь, всегда очень тонко и одновременно очень точно. И красочно! На сцене настолько реалистичная картинка, что я, находясь в зале, вообще этот зал не чувствую, потому атмосфера спектакля растекается далеко за пределы сцены, трансформируя пространство, поглощая, засасывая тебя целиком.
«Мещан» Максим Горький написал ещё в 1901 году, но пьеса актуальна, как никогда. Почему пьеса актуальна сейчас? Не знаю, как у вас, а для меня в последнее время мир резко сузился практически до размеров этого самого ДОМА – единственного пространства, которое ты ещё можешь контролировать. Или уже не можешь? Как не могут старшие семьи Бессемёновых – Василий Васильевич (Валерий Митин) и его жена Акулина Ивановна (Марина Шилова), главная трагедия которых как раз в том, что они, создав этот самый «крепкий дом», вдруг на старости лет понимают, что жизнь стремительно вырывается за границы и их дома, и их мира.
Жизнь – это прежде всего их повзрослевшие дети Пётр (Василий Скиданов) и Татьяна (Анастасия Перова), которых отец попрекает образованием, считая его главной причиной и непонимания, и потери контроля над детьми. Но причины, конечно, глубже и масштабнее.
Ох, как же хорош Валерий Митин! Я то и дело ловила себя на мысли, что узнавала своего деда. И интонации, и жесты! Сколько раз я сама видела этот замах ложкой! Это было как встреча с чем-то лично моим, генетически заложенным. Я не видела актёра, я видела главу семьи, которым навсегда завладело отчаяние от осознания собственного бессилия и тоска по былому авторитету. И я верила этому человеку и, что ещё важнее, очень его понимала.
Так же, как понимала Акулину Ивановну. Каждый раз видя Марину Шилову в новой роли, я поражаюсь её таланту создавать цельные, многогранные образы! Её нельзя упрекнуть ни в переигрывании, ни в поверхностности. Всегда на 100% идеальное попадание в роль! Браво! Вот и здесь мечется наша Акулина между всеми, суетится, и пытается угодить каждому. Искренне любит всех, и каждому хочет помочь, просто не знает КАК.
Дети же, хоть и не хотят жить в жёстких рамках родительской жизни, но... жить «своим умом» так ещё и не научились. Да и научатся ли? Не от того ли страсти с каждым днём закипают всё сильнее, что ни Пётр, ни тем более Татьяна, не видят выхода и почти расстались с надеждой, что всё изменится! Волшебных палочек не завезли...
Как же искренне жаль этих самых детей, которые как птички с подрезанными крыльями, и хотели бы улететь, но... И как же хочется, чтоб твои собственные дети оказались сильнее, а ты сам, не понимающий и приходящий в ужас от этого непонимания, не висел бы обузой на их шее...
Разве не актуально? Ещё как актуально!
И даже «луч света» в этом тёмном царстве есть! Нил (Вильдан Валиев) и Полина (Анастасия Леднёва)., которые чувствуют в себе силы и не боятся менять свою жизнь. Наверное, и любовь им за это наградой. За смелость.
Что до Тетерева (Владимир Ильин) и Перчихина (Илья Бабошин), то тут и сказать не знаю что, кроме БРАВО! Что сказать, если каждая реплика – просто взрыв смеха в зале?
Но, конечно, самое сильное восхищение и самое громкое БРАВО режиссёру! Сергей Федотов – гений!