20.11.2022
Ольга Сорокина о спектакле «Мандат», показанном в Москве на сцене Театра Луны на Малой Ордынке
- Главная »
- Новости »
- 2022 »
- Ольга Сорокина о спектакле «Мандат», показанном в Москве на сцене Театра Луны на Малой Ордынке
Увидеть «Мандат» Пермского театра «У Моста» – это как выиграть в лотерею! На моей памяти в рамках московских гастролей пермяки привезли этот спектакль впервые. Но именно он был первым спектаклем в истории театра. Представляете? Совершенно новый, ещё никому неизвестный театр, в далёком уже 1988 году открывает свои двери именно спектаклем «Мандат»!!!!!! Немалую смелость надо иметь, чтоб решиться.
Ведь эту пьесу Николая Эрдмана запретили ещё в 1930-х годах, после его ареста. В итоге спектакль шёл всего несколько лет и только в театре им. Мейерхольда, где его поставили ещё в 1925 г. Потом его восстановили в 1956 г, но ненадолго. Слишком уж был «неоднозначным». К слову, второй пьесе Николая Эрдмана «Самоубийца» повезло ещё меньше, её запретил лично И. Сталин ещё на стадии репетиции спектакля.
И вот Сергей Федотов именно «Мандатом» открывает свой театр! Спектаклем, который со времён Мейерхольда так никто и не решился поставить. Теперь вы понимаете, почему увидеть его – это как к легенде прикоснуться?
Кстати, с творчеством Николая Эрдмана вы все давно и хорошо знакомы, ведь помимо этих двух пьес, он написал столько сценариев к нашим любимым фильмам и мультфильмам! «Весёлые ребята», «Волга-Волга», «Морозко», либретто к оперетте «Летучая мышь» и др. Мультфильмы я даже перечислять не стану, их десятки!
Так вот. Первая пьеса Николая Эрдмана и первый же спектакль театра «У Моста» – я не могла такое пропустить!
Представьте себе эксцентрическую комедию о временах НЭПа, когда бывшие «владельцы заводов, газет, пароходов» пытаются приспособиться к пугающей советской действительности. Для этого они готовы на многое, ведь на кону практически собственное выживание. И да. Это абсолютно сатирическая комедия, в которой практически нет ни одного положительного героя. Кто глуп, кто хитроват, кто изворотлив, кто наоборот неповоротлив. Добавьте сюда скупость, малодушие, чванливость и самую банальную трусость – и вы поймёте, что за персонажи перед нами.
Вот, взять хоть семейство Гулячкиных. Павел Гулячкин (Василий Скиданов) – ловко и самозабвенно вошедший в роль «человека с мандатом», что сам же себе и выписал. Его «мамаша» Надежда Петровна (Ирина Молянова), которая третирует кухарку, тайно молится под звуки патефона и спит и видит, как бы выгодно дочь замуж выдать. Дочь Варвара (Татьяна Голендухина) – легкомысленная девица, которой только и надо – замуж выйти! Как она смешно нанимает «настоящего рабочего» для званого обеда! Смотришь, и хочется смеяться в голос!
Да и остальные не отстают! Иван Иванович (Илья Бабошин) – их жилец, готов идти по улице с кастрюлей на голове, лишь бы насолить ненавистным хозяевам. Или вот Настя – кухарка Гулячкиных (Анастасия Перова). Честное слово, поначалу я нарадоваться не могла, ну, хоть один положительный персонаж да нашёлся! Ну, подумаешь, любовные романы читает, тоже мне недостаток! Но... как возгордилась-то, едва примерив «платье императрицы»! Готова уж и княжной стать, и замуж выскочить за любого, если фортуна нужной стороной повернётся!
В общем, весь спектакль на сцене одно за другим стремительно разворачиваются такие парадоксальные события, что смотреть на весь этот цирк без смеха совершенно невозможно! Особенно у Сергея Федотова, когда продумана и работает на усиление эффекта каждая мелочь!
Играют отлично все! Даже эпизодические роли здесь выверены досконально. Но Василий Скиданов, конечно, звезда! Как же гениально толкал речи! Это было совершенно неподражаемо! Хотелось ещё и ещё! Давно так не смеялась и не восхищалась одновременно! Но больше всего меня впечатлила работа Ирины Моляновой. Её «мамаша» – это просто чудо какое-то! Что в сцене с патефоном, что с пистолетом. А уж в финале, когда она осознаёт, что дочь-то обманули! БРАВО!
А самое забавное знаете что? Все эти события и ситуации не потеряли своей злободневности и актуальности. Стоит лишь слегка напрячь память, и вы легко отыщете и современного Павла Гулячкина, и его мамашу, и Варьку, и остальных. Да и «настоящих рабочих», всегда готовых выпить/закусить нахаляву, тоже. И от осознания этого как-то даже грустно... Хоть в целом и смешно.
Сходите в театр!
Кстати, «Самоубийца» в репертуаре этого театра тоже есть! Надеюсь, этот спектакль тоже когда-нибудь доедет до Москвы. А то ведь в Пермь придётся ехать!
Ольга Сорокина (Москва)