Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

14.12.2023

Ольга Сорокина (Москва) о «Собачьем сердце» М. Булгакова в театре «У Моста»

Одной из ярких черт Пермского театра «У Моста»  является то, что каждую из ролей способны играть несколько актёров. Конечно, в большинстве театров есть вторые составы, но складывается ощущение, что у пермяков все могут играть всех! Воспитанные Федотовым по системе Михаила Чехова они умеют мгновенно перевоплощаться в самые полярные роли.

И каждый  приезд театра в Москву несёт в себе интригу: каким составом они приедут на этот раз? Я уже стала ловить себя на мысли, что просто мечтаю посмотреть какой-нибудь из уже увиденных спектаклей в разных составах. Вот такой феномен! Но это планы, планы. Мечты. А пока стараюсь посмотреть спектакли хотя бы по разу, репертуар-то у них ого-го!

В этот раз удалось увидеть «Собачье сердце». Постановку по этому произведению нечасто увидишь в афише больших театров. Оно и понятно, вещь непростая. Но Пермскому театру «У Моста» всё по плечу!

Я уже видела их «Зойкину квартиру», поэтому была уверена, что в спектакле будет именно особая «булгаковская атмосфера». И не ошиблась. Как всегда попадание в атмосферу очень точное, будь то горьковская ночлежка, грузинская деревня или ирландский остров. Умеют.

Ну, и конечно, меня поразили двое: профессор и его «детище».

Профессора Преображенского играет Илья Бабошин. Вот ведь Актёрище!!! Полнейшая противоположность тому же Бальзаминову в его исполнении. Стать, тембр голоса, манеры! Блестяще! Настоящий профессор! Светило! При этом чётко обозначено, что светило слегка заигралось. Во второй половине спектакля то и дело проскальзывают эти сигналы: в позе, взгляде, интонации. Очень объёмно и многогранно.

В роли Шарика-Шарикова Василий Скиданов, которому в первой же сцене удалось поразить зал в самое сердце. Честное слово. Убедительнее и обаятельнее «пса» я ещё не встречала! И тут снова эта мысль о втором актёрском составе. А каков Шарик в исполнении другого актёра? Очень любопытно!

Процесс превращения Шарика в Шарикова выстроен гениально. Сначала с напряжением долго наблюдаешь, что происходит за стеклянными окнами операционной. Профессор и доктор Борменталь (Артём Пицык) раз за разом сменяют друг друга, подчёркивая сложность и важность операции.

Потом с любопытством наблюдаешь за «очеловечиванием» Шарикова, отмечая как вслед за Шариковым меняются и все остальные обитатели профессорской квартиры, да и сама атмосфера в ней. Стоит только сравнить две сцены за столом. Одна в присутствии Шарика, вторая в присутствии Шарикова – и сразу всё понятно! Очень мне понравился этот ход! Вот за что я обожаю спектакли Сергея Федотова – одной сценой сказать ВСЁ.

Конечно, спектакль не несут на своих плечах только два главных героя. Все остальные, от кухарки (Екатерина Пономарёва) до Швондера (Дмитрий Мурзаев), как детали одного сложного, но идеально отлаженного механизма, каждый на своём месте и делает своё дело, создавая и усиливая смыслы. Отличный спектакль! Просто невероятный!

 

Ольга Сорокина (Москва)