18.11.2022
Ольга Сорокина (Москва) о спектакле «КАРАМАЗОВЫ»
Никогда не угадаешь, каким окажется очередной спектакль Пермского театра «У Моста». Единственное, что всегда неизменно – классические декорации, костюмы и режиссура в целом. Да, Пермский театра «У Моста» – это классический русский театр в лучших традициях. А вот подача материала, режиссура – то есть душа спектакля – всегда сюрприз! Сергей Федотов из тех режиссёров, которые творят СВОЙ театр, имеют СВОЙ почерк, СВОЁ видение.
Обожаю смотреть в этом театре именно классические вещи. Горького, Гоголя. И конечно, я очень хотела увидеть, каким предстанет великое творение Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» со сцены театра «У Моста». Случилось!
«КАРАМАЗОВЫ» режиссёра С. Федотова – мистический спектакль, скажу я вам. Впрочем, как и роман. Вы замечали, например, такую его странность: в каждом новом прочтении чаша симпатий склоняется то к одному из братьев, то к другому?
Со мной лично такое случалось не раз. Мне то больше всего нравился Дмитрий, то Иван, то Алексей. Какой-то бесконечный круговорот оценок и переосмыслений. И главной интригой этого похода в театр, было для меня узнать, кто из братьев больше всех понравится мне на этот раз. И тут я начала метаться. Перескакивать с одного брата на другого, находя в каждом не только интересное, но и новое для себя.
Взять хотя бы Дмитрия (Владимир Ильин). Да, он здесь и порывист, и сумасброден, но как-то с первых минут был для меня не отставной поручик, а скорее Рогожин из «Идиота», кутила и самодур. И я долго присматривалась к нему, примерялась. И чем дольше присматривалась, тем больше он мне нравился! Меня покорили и непоколебимость, и преданность любви, и принятие ударов судьбы. Безусловно, он самый сильный из братьев, причём воспитавший себя сам, что только добавляет уважения к нему. Именно его внутренняя сила и является, наверное, корнем конфликта с отцом.
Или вот Иван Карамазов (Илья Бабошин). Непонятный, замкнутый, но тот внутренний омут, который я всегда чувствовала в этом персонаже, привлекает и затягивает. В этом спектакле, он, конечно, не мог не стать самым загадочным и мистическим. Как же открыто, я бы даже сказала, прямолинейно, показан здесь этот «внутренний омут», из которого Иван и сам не в состоянии выбраться! Погиб ведь, почти погиб! И только в финальной сцене вдруг прорвавшаяся в Катерине Ивановне симпатия к нему, её заступничество, как свет в конце тоннеля, даёт ему шанс выплыть.
Но Алёша! Каким же интересным оказался здесь Алёша (Дмитрий Мурзаев)! Если вы до этого считали Алёшу всего лишь «юношей не от мира сего», то сходите на этот спектакль, и вы поймёте, какую мощь и широту заложил в этого брата Фёдор Достоевский! Я восхищалась! Я восхищалась им в каждой сцене. Взгляды, жесты, интонации! Как всё правильно и как глубоко! О, выражение лица, когда к нему на колени плюхается Грушенька (Анастасия Перова), я ещё долго буду вспоминать). Но главное, что в образе Алёши удалось очень точно и чётко передать ту самую подлинную всеобъемлющую любовь, то самое человеколюбие, за которое я и сама люблю младшего из братьев. Спасибо!
Однако, самое интересное, что случилось со мной на этом спектакле, то, что меня тронул абсолютно каждый. Каждый вызвал сочувствие и желание понять.
Если в былые времена Смердякова я могла лишь презирать, то этот Смердяков (Вильдан Валиев) как-то больно кольнул в сердце, прямо таки заставил тщательно рассмотреть и его самого, и его непутёвого папашу. И лишний раз задуматься, почему в конце концов погибают именно эти двое.
Сходите в театр!
Ольга Сорокина (Москва)