27.12.2020
Обожествление земли
Премьерой спектакля «Поле» пермский театр «У Моста» открывает IV фестиваль Мартина МакДонаха.
Согласно театральной примете, если в театре «У Моста» готовится премьера ирландской пьесы, значит, скоро фестиваль Мартина нашего МакДонаха. По традиции каждый фестиваль в театре открывался новой постановкой этого культового ирландского драматурга. Например, к прошлому третьему фестивалю Сергей ннедотов получил разрешение на постановку «Палачей». В итоге все восемь существующих на тот момент пьес автора «мостовцы» представили публике, закрепив статус главных специалистов по МакДонаху в стране и, пожалуй, в мире. Но на последнюю пьесу A Very Very Very Dark Matter, поставленную в лондонском Bridge Theatre, получить разрешения автора не удалось. А без ирландской премьеры открывать фестиваль не принято.
А ЭТО РАЗВЕ НЕ МАКДОНАХ?
Казалось бы, ирландская история Кина попала в репертуар театра без всяких мистических «штучек». Но все не так просто, как признается художественный руководитель театра Сергей Федотов:
– В преддверии четвертого фестиваля мы искали новую ирландскую пьесу. Странным образом, мне в руки попала пьеса «Поле» ирландского писателя Джона Б. Кина, которая очень точно передает дух Ирландии. А вот как попала, вспомнить никто не может.
Несмотря на то, что пьеса Джона Б. Кина была написана еще в 1965 году, а в 1990–х был снят известный фильм Джима Шеридана с потрясающими актерами (исполнитель главной роли Ричард Харрис даже номинировался на Оскара), в России экранизаций и постановок не было. Более того, не удалось найти это произведение в интернете. Пьесу перевели на русский язык впервые именно для Сергея Федотова. В итоге, как 16 лет назад Сергей Федотов пьесой «Сиротливый Запад» открыл для российского зрителя Мартина МакДонаха, так и сейчас состоялась всероссийская премьера пьесы Дж. Кина.
Впрочем, история, случившаяся в ирландской «дыре» где–то под Голуэем, в которой из всех развлечений – один барчик, где и узнают все местные новости, жена владельца думает, как прокормить девятерых детей и сделать прическу, вполне могла произойти в родных нам уже Коннемаре или на острове Инишман.
Как отметил пришедший на премьеру знакомый, если бы ему сказали, что это пьеса МакДонаха, он вполне мог бы поверить: «А это разве не МакДонах?» Критики называли «Линэнскую трилогию» МакДонаха универсальной моделью мира. Многие режиссеры, как мы наблюдали ранее на фестивале, убирали название местности, и история становилась подходящей к любому маленькому городку Ирландии, России, Германии, Боснии. Можно то же сказать и про «Поле» Кина.
ДА ЧТО КОРОВЫ, ВОЛЫ!
Спектакль не о нелегких плутаниях в потемках ирландской души и не о проблемах отцов и детей. Вернее, не только об этом. Не обошлось без отпечатка Великого голода на настроении тех ирландцев, которые остались дома, а не уплыли за океан. Бык МакКейб в последние годы жизни арендует поле у запуганной им же вдовы. Превратив каменистое плато в зеленый луг, он не мыслит себя без этого поля. Не он один «положил глаз» на этот участок. Внезапное появление американца, желающего купить этот кусок земли и использовать для своих индустриальных нужд, грозит внести ненужные коррективы в жизнь фермера. Это его, Быка, поле. Да ведь, по сути, и само поле такое замечательное, благодаря его маккейбовским коровам.
– Поле, которое лет пять удобряли наши коровы. Да что коровы, волы!
Поэтому осел, который просто забрел на поле поесть травы, принадлежащей этим самым коровам, обречен. Его забивают до смерти. Ради любви к клочку обрабатываемой им земли Бык пойдет и на убийство чужеземца. Еще одна тема – «свои» и «чужие»: крестьянин и бизнесмен, ирландец и «понаехавшие», новое и старое.
– Половина деревни мои родственники, половина – родственники жены, – напоминает Бык владельцу бара, аукционщику Мику Фланагану.
Обожествление земли, фанатичная ей преданность, когда не замечаешь, что все, что любишь, легко приносится в жертву. МакКейб вспоминает, что, когда его мать умирала в поле, а отец хотел звать священника, он остановил его: «Давай сначала уберем сено».
Бык хранит поле для сына, но нужна ли земля его детям? Один из сыновей давно повесился, с женой он не разговаривает 18 лет, младший сын хочет уехать в город. И это не предательство. Это нежелание быть привязанным, хоронить близких, предпочитая помощи им – уборку сена. Стоит ли оно того? Своя новая жизнь, возможность уехать за любимой женщиной привлекательней для младшего МакКейба, чем поиски женщины с землей.
– Никогда не доверяй женщине, у которой нет земли. Какого сына родит тебе дочь жестянщика?
– Того, кто будет любить людей, а не землю.
Постановка Федотова менее трагична, чем фильм, режиссер оставляет некий свет в конце тоннеля. Владимир Ильин (Бык МакКэйб), как всегда, не играет, а живет в образе, пронзительно раскрывая трагедию человека. В роли Берда, верткого «хорька», как всегда, хорош Сергей Мельников. Его герой, как и у Джона Херта (в фильме), шарнирный, эксцентричный. Режиссер и актеры ювелирно расставляют акценты в мизансценах. Добавим, что эффект присутствия зрителя в пабе Фланагана (Илья Бабошин) очень сильный, как и в «Палачах». Такое впечатление, что виски и Porter ты «уничтожаешь» вместе с героями спектакля.
НАДЕЕМСЯ ПОПАСТЬ НА ФЕСТИВАЛЬ «ЖИВЬЕМ» В 2022 ГОДУ
Благодаря единственному в мире фестивалю Мартина МакДонаха для пермской и российской публики открыт еще один весьма достойный ирландец. Именно премьерой «Поле» сегодня, 1 октября, открывается IV Международный фестиваль спектаклей МакДонаха. Будем ждать, когда пьесу подхватят по традиции и другие театры.
На этот раз «ирландский десант» высадился без зарубежных театров. Но их спектакли можно будет увидеть в режиме онлайн. По словам организаторов, они выбрали очень яркие, интересные постановки со всей Европы. Приглашены: Ирландский театр St. Patrick's drama group (Уэстпорт), испанские театры T.A.P.A.S teatro (Севилья) и Teatro PezKao (Сарагоса), голландский Orange Theatre (Амстердам), эстонский Tammsaare Teater, итальянский ariaTeatro (Тренто), Минский областной драматический театр, украинский театр–студия «Серебряный остров» (Киев). Как признался в социальных сетях Хавьер Гусман, режиссер театра PezKao, они мечтали приехать и не теряют надежду попасть в Пермь в 2022 году.
Всего с 1 по 7 октября зрители увидят 24 спектакля по пьесам ирландского драматурга, которые представят 12 российских театров и восемь театров из других стран. В Пермь свои спектакли привезут театр под руководством Армена Джигарханяна, Ночной театр из Санкт–Петербурга, Государственный русский театр Удмуртии, а также театры из Чебоксар, Абакана, Краснодара, Воронежа, Ирбита, Ялты, Воркуты и Уфы.
В рамках фестиваля пройдут практические занятия с участием приглашенных театральных критиков, мастер–классы и творческие лаборатории для актеров и режиссеров, круглые столы и дискуссии.
Елизавета Шандера
Газета "ДЕЛОВОЙ INТЕРЕС"
2 октября 2020