Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

08.07.2019

Ни одно животное не пострадало

В субботу машина времени театра «У Моста» отправила гостей Пермского зоопарка в каменный век, мрачное средневековье и даже на обломки цивилизации в постапокалиптическую эпоху. Как написали бы в титрах блокбастеров: ни одно животное не пострадало, привидение тоже.

Погода пыталась внести коррективы на старте мероприятия, отпугивая зрителей дождем и молнией. И только мы решили, что нас «смоет» ко всем чертям, по каким-то известным одним этим «мостовским» чертям причинам точно к началу действия дождь прекратился. Ко входу зоопарка прибыли первобытные люди, оборотни, упыри, кто-то тащил трон…

Признаюсь, поклонницей зоопарков я не являюсь. Но пропустить очередной подарок от театра «У Моста» было бы непростительно. Для начала зрителей поместили в стихию пьесы А. Володина «Две стрелы»: этакий пронзительный мир архаики и притчевых истин. Понятие сцена в этом спектакле неуместно даже в стенах театра, где в постановке Сергея Федотова отсутствует так называемая «четвертая стена», которая отделяет зрителя от актеров. И, разумеется, никакого вам занавеса. А здесь, в зоопарке, доисторический детектив ожил среди диких животных. Первую сцену из ближних клеток кроме нас уж точно наблюдали семейство тигров и обезьяны. Драматург, вопреки всем сценическим условностям, сотворил до такой степени правдоподобную историю с расследованием убийства соплеменника, что в героях всегда видят своих соседей и знакомых. Кто еще не видел историю бесхитростного интеллигента Ушастого, его любимой Черепашки, друга и предателя Долгоносика и других героев детектива, обязательно посмотрите в театре пьесу, где «В убийстве участвовали двое. Значит, наказание должны понести... Скорпионы!»

 

НЕ ПРИКАСАЙТЕСЬ НИ К ЖИВЫМ, НИ К МЕРТВЫМ!

–  Не разговаривайте и не задавайте вопросов. Следуйте за мной, не отставайте. Не прикасайтесь ни к живым, ни к мертвым, однако не бойтесь, если они попробуют сделать это сами, – таинственная проводница ведет зрителей по затаенным уголкам зоопарка, где оживают герои «Дракулы», «Макбета», «Франкенштейна», «Зверя» и «Вия». Все это под жуткий крик местных птиц, которые вписались в сценарий лучше всякого музыкального сопровождения. – Сегодня канун Святого Георгия. Разве вы не знаете, что сегодня ночью, лишь только пробьет полночь, нечистая сила будет властвовать на земле. Нас ждет граф Дракула...

Критики любят писать о театральном «шаманстве» труппы Федотова. Можно спорить, но в этот вечер актеры запустили такое количество «стрел» с энергетикой, что гости, безусловно, чувствовали себя героями действия. Я помню, как в театре на спектакле «Две стрелы» со сцены исходило настоящее чувство голода, и каждому хотелось получить свой кусок мяса. И здесь всем хотелось получить свою «кость». Казалось, что ведьмы, дикари, вампиры из разных пьес забудут о принципе четвертой стены, и ты сам окажешься с ними в одном танце. Кто-то из зрителей вошел в игру и бился на мечах с шотландскими рыцарями Макбета на глазах у заинтересовавшихся, но спокойных львов, кто-то разговаривал за жизнь с семейством из «Зверя». С веселыми казаками из «Вия» уж точно хотелось испить горилки да закусить салом. Актеры импровизировали в зависимости от реакции зрителя. Заскучавший граф, правитель Валахии и Трансильвании пошел общаться с доисторическим племенем зубров, хоронивших убитого товарища.

 

КАЖДЫЙ СМОГ ВЫПУСТИТЬ ВНУТРЕННЕГО ДИКАРЯ

Как известно, к Архиерейскому комплексу, строившемуся в конце XVIII века, в который входили здание Спасо-Преображенского Кафедрального собора (Пермская художественная галерея) и храм Митрофана Воронежского (где был Пермский краеведческий музей) примыкало кладбище, на месте которого сейчас – зоопарк. По преданиям по Архиерейскому комплексу гуляют привидения. О призраке дамы в черной одежде, что проплывает мимо сторожей, и призраке монаха слышали многие. Приведений на представлении хватало, особенно в комнате страхов.

– Сегодня мы с вами окунемся в мир ваших самых страшных кошмаров. Будьте осторожны, не подходите близко к стеклу. В этой галерее заперты самые опасные герои мистических спектаклей театра «У Моста»: перед вами вурдалаки за стеклом, – рассказывает проводница. Перемещаемся в Москву, в «нехорошую» квартиру Михаила Александровича Берлиоза. Там собралась свита Воланда. – Не подходите близко, пока я рядом, вы в безопасности.

Как и обещали авторы идеи, здесь каждый нашел себе что-то по душе и смог выпустить своего внутреннего дикаря или демона, кому как подходит. Для тех, кто пожелал почувствовать себя актером и узнать секреты создания образов, работала мистическая гримерная.

Режиссер театра Сергей Федотов в эти дни находился на фестивале «Театр Европейских регионов» в чешском Градец-Кралове. О мероприятии мы поговорили с Олесей Егоровой, помощником художественного руководителя театра «У Моста».

– Сергей Федотов создал авторский театр, продолжающий традиции русского психологического театра, репертуарного театра, и при этом его театр может принимать модель уличного. Ведь как говорят о «мостовцах» – это мистический театр, в котором все реально, реальный театр, где все – мистика, – говорит Олеся Егорова. – Сегодня мы видим уличный театр, где нет четкого разделения на актеров-исполнителей и зрителей, и первую скрипку играет импровизация. На территории зоопарка мы создали 11 точек популярных спектаклей. Но уличный театр и начинается на улице. Актеры, студенты шли от театра до зоопарка в костюмах, люди узнавали, откликались, общались. Это – необходимый нашим ребятам заряд, который они вернули зрителю на спектакле.

 

ЖДЕМ «САМОУБИЙЦУ»

Ночь в зоопарке прошла почти под занавес сезона, который закрывается 10 июля «Гранатовым браслетом». В этом году в активе театра – 13 фестивалей, 13 гастрольных выездов, четыре новые постановки: «Женихи», «Мефистофель», «Наводнение», «Крошка Цахес». Впереди – гастроли, в том числе фестиваль шекспировской комедии в городе Дьюла (Венгрия), где «мостовцы» представят, кончено же, «Двенадцатую ночь».

И к сентябрю нас ждет «Самоубийца». Сергей Федотов периодически радует нас возвращениями любимых спектаклей, словно вытаскивая их из чемодана, стряхивая пыль и добавляя к ним новые «приправы». Так вернулись на сцену булгаковская «Зойкина квартира», «Лейтенант..» МакДонаха, «Мандат» и «Двенадцатая ночь». Сейчас на старте еще одно возвращение – невероятно смешная постановка «Самоубийцы» Эрдмана. История человечка Подсекальникова, решившего вдохновенно и идейно свести счеты с жизнью из-за ливерной колбасы, конечно, не может не быть дико смешной.

Неудивительно, что «Мандат» и «Самоубийца», успешно поставленные Мейерхольдом, были запрещены после ареста Эрдмана, стиль которого формировался в эпоху 20-х годов прошлого века, когда еще была так сильна иллюзия открывшейся свободы и писали раскрепощено. Каждая фраза – как выстрел.

Впервые пьеса была опубликована на русском языке в 1969 году в ФРГ. В том же году в Гетеборге (Швеция) состоялся дебют на театральной сцене. «Самоубийца» ставился в театрах Цюриха, Западного Берлина, Вены, Мюнхена, Франкфурта-на-Майне. Затем появились постановки во Франции, Канаде, США (Нью-Йорк, Вашингтон, Чикаго). В Англии пьесу играла труппа «Королевской шекспировской компании».

У нас «Самоубийцу» опубликовали уже 1987 году, а театр «У Моста» был одним из первых, кто поставил пьесу. Возвращался спектакль в 2013 году, и вот мы снова в предвкушении.  

 

Лиза Шандера        

Газета и портал «DEЛОВОЙ INТЕРЕС»