Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

23.11.2019

Неведома зверушка «У Моста»

Пермский театр «У Моста» второй раз приехал в этом году на гастроли в Петербург. И если в последний весенний месяц пермяки привезли свои фирменные постановки Мартина МакДонаха, то в последний осенний месяц показали три разных спектакля. Среди них и «Зверь» – спектакль 1989 года, один из первых в репертуаре тогда нового театра, с которыми он в первый раз приехал в Ленинград. Именно после этого спектакля о театре «У Моста» громко заговорили. Легенда.

О чем спектакль поведал перед показом сам Сергей Федотов – создатель, бессменный руководитель театра и режиссер этого спектакля. Вводная безусловно нужна, потому что в самой постановке предыстория опускается. Без нее сложно понять, что за странные человекоподобные эклектично одетые образы дергаются в красной полутьме сцены. Это постапокалиптика. Произошла ядерная катастрофа, выжили единицы людей, и человечество, постепенно мутируя, опустилось на пещерный уровень эволюции.

Смотрится очень необычно, временами смешно, почти всегда чудно. Мне вспоминался при просмотре известный телефильм «Нити» (Threads). И частично по сюжету, и по картинке. Впечатления от просмотра меняются по ходу просмотра: в самом начале недоумение и интерес, потом недоумение остается и усиливается, а интерес снижается, затем интерес повышается, недоумение исчезает. Финал хорош и неожидан.

Я долго не мог сформулировать свои впечатления о постановке. «Это не мое, я вряд ли второй раз пошел бы на этот спектакль, при этом оценивая спектакль объективно по составным частям, не получается придраться ни к одной из них», – несколько дней рассуждал я. Не понятная зверушка.

Пазл сложился полностью, когда я прочитал первоисточник – пьесу Михаила Гиндина и Владимира Синакевича «Зверь (Два солнца)». Аплодирую Сергею Федотову – это очень здорово. Его спектакль намного ярче, фантастичней, зрелищней, фактурней чем сама пьеса.

По тексту отличий нет – все строго по пьесе. Но, убраны «новостные вставки» – их голос за сценой очевидно должен был кто-то произносить. И отказались от многочисленной прозы. Поют и во вступлении, и главные герои. Предполагался музыкальный спектакль или даже мюзикл. Баллада, бардовская песня, зонг? Брр. Постапокалиптический мюзикл. Возможно, это могло выглядеть и интересно и умно, но явно было бы другой историей.

И еще есть очень важное принципиальное отличие – это финал. В пьесе он открытый, в спектакле же вполне конкретный и не самый очевидный. А развязка истории задает настроение всей постановке. Спойлерить не буду.

Актеров играет пятеро:

Друг – Сергей Мельников
Мать – Марина Шилова
Дочь – Мария Новиченко
Зверь – Андрей Шебуняев
Отец – Владимир Ильин

Узнал только Мельникова играющего Бартли в «Калека с Инишмана», который тут играл инвалида со стеклами на глазах.

Играют отлично, перевоплощение полное.

Декорации и особенно костюмы очень вычурные. Все же не очень понятно почему у уже не первого постапокалипсного поколения в одежде присутствуют капроновые колготки. Но, вообще странностей в пьесе много и колготки можно считать продолжением этой линии. Костюм Зверя больше позабавил, напомнив костюм кота Бегемота из телесериала Бортко «Мастер и Маргарита».

Я посмотрел всего два спектакля Сергея Федотова и оба выполнены в темном ключе. Света на сцене минимум. «В какой то дымке матовой». В основном красные темные тона. Но, не всегда.

Музыка. Как я уже сказал песен в спектакле актеры не поют, а музыка только фоновая – космическая, электронная. Жан-Мишель Жарр и ему подобное. Вот тут я бы высказал сожаление, что музыка остается фоном. В спектакле есть смешные моменты и музыку тоже стоило бы использовать для этого!

В итоге по рейтингу ЗОЛОТОЙ АПЕЛЬСИН получается такая оценка:
Сценарий, сюжет – 10 баллов из 10.
Режиссура – 10/10
Актерская работа – 10/10

Свет – 6/6
Звук – 6/6
Декорации, реквизит, мизансцены – 6/6

Высшая оценка – ЗОЛОТОЙ АПЕЛЬСИН! «Зверь» – старейший и легендарный спектакль театра «У Моста» про постапокалиптическое будущее.

 

Ильдар Бабиков