Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

29.09.2021

Нестареющий «Дракула» в театре «У Моста»

В репертуаре Пермского театра «У Моста» есть спектакли, которые идут на сцене уже более 10 лет, и при этом они продолжают собирать полные залы зрителей. Самым легендарным спектаклем-долгожителей стала, конечно, «Панночка», которую многие зрители посмотрели по несколько раз. Огромную популярность имеют и другие спектакли театра «У Моста», поставленные уже достаточно давно: «Мастер и Маргарита», «Юнона и Авось», «Дракула». 

Согласитесь, если понравившуюся книгу перечитать снова спустя несколько лет, то впечатления от её содержания могут быть совсем иными: читатель за годы приобрёл новый жизненный опыт, его взгляд на некоторые ситуации мог вообще кардинально измениться. По сути, книга осталась прежней, но читатель-то уже совсем другой! То же самое относится и к спектаклям, только тут ещё интереснее: с годами меняется не только зритель, но и сам спектакль волею режиссёра может обрести новые черты! Даже замена одного-единственного актёра способна серьёзно преобразить постановку.

Но вернемся к театру «У Моста». Мистический триллер «Дракула» по Брэму Стокеру в постановке Сергея Федотова я впервые увидела памятной осенью 2008 года, в самый разгар мирового финансового кризиса. Мир постепенно рушился, знакомые один за другим теряли работу, крепкие семьи с многолетним стажем распадались на глазах. На таком мрачном фоне красочная театральная история про вампира казалась милой детской страшилкой. Скажу больше: спектакль мы смотрели в ДК Гагарина, сидели где-то чуть ли не на балконе, и происходящее на сцене воспринималось как нечто очень далекое и сказочное. Спектакль тогда понравился, но особых впечатлений после себя не оставил.  

И вот нынешним сентябрём 2021 года нам предоставилась уникальная возможность посмотреть легендарный триллер «Дракула» снова, причём в этот раз на родной сцене театра «У Моста». Почему уникальная? Потому что взамен финансового кризиса в мире нынче гуляет другая напасть (ковид-19, если кто забыл), и из-за введ1нных повсеместно ограничений билеты в театр, где заполняемость залов на момент написания этого текста разрешена только на 50%, достать реально сложно. Тем более на такой популярный спектакль, как «Дракула». Впрочем, в театре «У Моста» спектакли шли с аншлагами и до пандемии.

История Графа Дракулы знакома, наверное, всем благодаря книге Брэма Стокера и многочисленным фильмам и сериалам по её мотивам, часто весьма далеким от первоисточника. Сергей Федотов предлагает свою театральную версию, основанную на сюжете знаменитого готического романа. В спектакле не будет супергероев, профессионально занимающихся уничтожением вампиров. Профессор Ван Хельсинг предстаёт на сцене в образе не супермена, а эксцентричного ученого в стиле забавного гения Дока из фильма «Назад в будущее». Под стать ему и колоритные ухажеры красавицы Люси: наблюдать за их соперничеством за руку прекрасной дамы – одно удовольствие! Режиссёр мастерски оживляет действие всевозможными подробностями и крошечными эпизодами, органично вписывающимися в общий сюжет, но вызывающими у зрителя улыбку – это может быть всего лишь едва заметный красноречивый жест, взгляд или внезапно изменившееся выражение лица актёра.

Совсем в другом ключе выписан образ Графа Дракулы – это величественный аристократ, в глубине души страдающий от одиночества и жаждущий отыскать реинкарнацию своей давно умершей возлюбленной, чтобы воссоединиться с ней навсегда. Его огромная нечеловеческая сила и власть распространяются повсюду: Графу мгновенно повинуются страшные твари, подкрадывающиеся к гостю замка Джонатану Харкеру, сами собой открываются и закрываются двери, а в моменты танца Графа с прекрасной Миной в такт музыке раскачиваются и мигают огромные люстры. Но в силах ли всемогущий и бессмертный Граф Дракула вернуть свою утраченную любовь и обрести наконец вместе с ней долгожданное счастье?..  

В спектакле «Дракула» появилась и, так сказать, свежая кровь – на сцене можно было увидеть сразу нескольких молодых актёров, которые ничуть не уступали своим более опытным коллегам в плане мастерства игры. Каждая роль, даже самая маленькая – это отдельный яркий персонаж со своим характером, за ним хочется продолжать наблюдать, даже когда он отступает на второй или на третий план.

Действительно ли на спектакле страшно? Ещё как! Главное условие: смотреть «Дракулу» надо только в театре «У Моста». Никаких чужих огромных залов и уж тем более балконов! Только здесь, на родной камерной сцене, попадаешь в уникальную атмосферу зловещего саспенса, в которую режиссёр погружает зрителей буквально с первых же секунд действия. О мировых кризисах и прочих бедах забывается мгновенно! Не буду раскрывать секреты режиссёра, но ему отлично удаётся напугать зрителей, причём не только тех, кто сидит на самых первых рядах. Кто там говорит о непревзойденных чудесах виртуальной реальности? На спектакле «Дракула» в мистическом театре «У Моста» чудеса вполне реальные!

Спектакль Сергея Федотова «Дракула» – это прекрасный образец того, как можно мастерски соединить в единое целое популярный сюжет и глубокий философский смысл, талантливую режиссуру и великолепную игру молодых и опытных актёров, потрясающие спецэффекты и красивый, пронзительный финал.

Сравнивая свои свежие впечатления от «Дракулы» с опытом просмотра этого же спектакля тринадцатилетней давности, делаю однозначный вывод: подобно дорогому вину, хороший спектакль в руках опытного режиссёра с годами становится только лучше. Как, впрочем, и театральный зритель!  

 

Ирина Малютина

Журнал «Особая»