09.06.2018
Несколько слов о добрых духах, мостовых конструкциях, маге по имени Федотов и великой русской артистке Шиловой
- Главная »
- Новости »
- 2018 »
- Несколько слов о добрых духах, мостовых конструкциях, маге по имени Федотов и великой русской артистке Шиловой
Кто о чем, а я – опять о Театре «У МОСТА» и его создателе и худруке Сергее Федотове. Вчера закончился мой четырехдневный «десант» в Пермь. На душе грустновато. Потому что «Дом у Моста» на улице Куйбышева стал уже родным. Все там удивительно: и двор, и стены, и потрясающие фойе, похожие на залы музея. (Кстати, несущей конструкцией одного из них служат настоящие мощные опоры моста!) И странноватое на первый взгляд чрево театра с таинственными переходами, подъемами, лесенками, закоулками, складиками, чуланчиками, коридором с фресками уникального художника Сергея Пантелейчука на стенах. Но главное – атмосфера, темпоритмы, глаза «домочадцев» – добрые, внимательные и умные.
Люди театра рассказывают, что когда здесь снимали какую-то серию «Битвы экстрасенсов», главные герои (колдуны, медиумы, etc.), не сговариваясь, утверждали, что чувствуют в доме присутствие каких-то потусторонних сил, но не враждебных, а добрых, помогающих живущим здесь людям. Между тем, трудно сказать, что именно было первичным: то ли добрые духи жили здесь всегда, то ли Сергей Федотов, придя в это здание, создал в нем эту мистическую ауру. Но факт остается фактом: мистика есть! Она притягивает тебя «стальными обручами» и не отпускает. Если ты, конечно, одной крови с домочадцами и с пониманием и доверием относишься к добрым домовым.
Повторю то, о чем уже писал прежде. Сколько бы ни пытался поверить алгеброй гармонию, не могу понять, в чем секрет Федотова в работе с артистами?! Многие приходили (и продолжают приходить) к нему неумехами, не знающими, как двигаться по сцене и произносить текст. Но через некоторое время, как по мановению волшебной палочки, они превращались в мастеров, которые могут дать сто очков вперед актерам многих столичных театров! То, что они делают на сцене, это не просто актерское перевоплощение, а какое-то их магическое «перерождение» в своих героев. Я одно время думал, что, оценивая федотовский театр, чуточку «плюсую», выдаю желаемое за действительное. Но, послушав уважаемых и опытных критиков на трех последних фестивалях «Мелиховская весна», на которые Федотов привозил свои спектакли, понял, что я не один такой.
Наверное, секрет кроется не только в блистательном мастерстве федотовских артистов. Дело еще в том, что они служат театру вообще и своему, в частности, ревностно и даже истово, но без всякого пафоса и ожидания похвалы. Причем, делают свое дело чистыми руками и чистыми сердцами. Поэтому на спектаклях происходит то, о чем писал Владимир Семенович: «Чистый звук в наши души летел!» И для Сергея Федотова это, наверное, важнее всего. Он видит человека насквозь, и относится к своим молодым подопечным, как к детям. А от тех, кто может внести смуту в семью, в общее святое дело, он безжалостно избавляется. В перерыве между репетициями я встретился с режиссером Владимиром Берзиным, который поставил уже не первый спектакль в театре «У МОСТА». Он поражается: «Репетируем несколько часов. Прощаемся. Выхожу вечером из театра, вижу: актеры берут тексты нашей пьесы, садятся за стол и продолжают сами репетировать! Я работал во многих театрах, но такого не видел никогда и нигде!»
Во время «десанта» меня попросили пообщаться с юными студентами второго актерского курса С. Федотова в Институте культуры. Встретившись с ними, я понял, что Федотов опять «выстрелил в десятку». Надо было видеть эти чистые глаза – зеркало их юных чистых душ, чувствовать их горение, заинтересованность во всем, что касается дела, которому они посвятили свои жизни. И я понял, что через несколько лет эти дивные дети станут мастерами и тоже будут восхищать зрителей, как это делают нынешние молодые «мэтры». (Одно плохо: уж больно эти дети умны – не по годам! И хочется им, понимаешь, дойти до самой сути!) И как же прав Федотов, что сразу бросает их «в бой»: будучи только на втором курсе они сыграли уже пять спектаклей! Пусть пока нет опыта, каких-то особых профессиональных навыков. Все приложится! Я в этом уверен!
В последний вечер перед моим отъездом федотовские мастера играли недавнюю премьеру – «Головлевых». И случилось очередное чудо! Федотов обнаружил в произведении Салтыкова-Щедрина такие шекспировские глубины, такую вселенскую трагедию, что, говоря словами великого барда, «зал плавал в слезах». В полном смысле слова! И автор этих строк - прежде всех. В финале была овация, зал аплодировал стоя и вызывал актеров раз 7-8. Я был потрясен до такой степени, что на традиционном обсуждении спектакля в ночи не смог сдержать слезы. Сердце болит до сих пор. Надеюсь вскоре написать более или менее связную заметку. А пока шлю земной поклон всем виновникам торжества. И, прежде всего, волшебнику Федотову и необыкновенной женщине – великой русской актрисе Марине Шиловой. Думаете, автор этих строк чуточку прибавил? Отнюдь! Поезжайте в Пермь и увидите все своими очами. Можно, кстати, заглянуть и в Вологду, где 23 и 24 июня Театр «У Моста» на фестивале сыграет «Макбета» и «На дне». Или в Тбилиси в начале июля. А в ноябре в Москву приедут «Ханума» и «Калека с Инишмана». Я уже забронировал билеты в Продюсерском центре «Театромания», чтобы потом не кусать локти и не спрашивать у метро лишний билетик.
Павел Подкладов, театральный критик, журналист