29.10.2023
Наталья Романова (Москва) о «Юноне и Авось» театра «У Моста»
Люблю Пермский театр «У Моста» прежде всего за неподражаемый, тонкий «ирландский» юмор постановок МакДонаха, а тут вдруг рок-опера, да ещё какая! Решиться поставить «Юнону и Авось», один из самых известных символов современного театра, на мой взгляд, примерно то же самое, что переписать «Джоконду». Но в Перми живут смелые люди, это я поняла давно. И главный режиссёр театра Сергей Федотов определённо из их числа. Он не только рискнул это сделать, заставил своих актёров петь и даже танцевать, но и привёз спектакль в Москву – колыбель Ленкомовской славы.
Конечно же, меня разобрало любопытство, и я побежала посмотреть, что же из этого рискованного предприятия вышло. И, надо сказать, вышло! Замечательно,что даже в музыкальном произведении театр остался верен собственной стилистике, которую любит, узнаёт и принимает и пермский, и московский, и любой другой зритель. Давно я не видела столько цветов на поклонах и не слышала столько криков «браво»! А когда в финале звучала гениальная тема Рыбникова «Аллилуйя», невозможно было не поддаться всеобщему восторженному состоянию ликования. И меня захлестнуло.
Признаюсь, выбор замечательного, но для меня до этого момента все же комедийного актёра Ильи Бабошина на роль графа Резанова, показался мне сначала странноватым. Ну, нет в его образе ничего героического и, простите, сексуального, чтобы 16-летняя Кончита из Калифорнийских земель могла влюбиться с первого взгляда и на всю жизнь. Хотя, если посмотреть на, кажется, единственный известный портрет реального Николая Петровича Резанова, который легко найти на просторах интернета, то он тоже далеко не секс-символ. Скорее над образом давлеет мужественная фигура другого Николая Петровича – Караченцова, а мы все пребываем в плену его мужской харизмы.
Сергей Федотов не побоялся сломать традицию и как-то вдруг неожиданно Илья Бабошин стал казаться мне и статным, и гордым, и сильным. Уж не знаю, в чём дело, может в блестящем мундире, или в патриотической идее его рискованного предприятия, а может просто в актёрском даровании, но в такого героя-путешественника Кончита точно могла бы влюбиться. Кроме всего прочего, его легко узнаваемый «скрипучий» тембр однозначно прибавил ему той самой мужественности. Умеет Федотов заставить актёра поработать на сопротивление!
Что касается Кончиты, тут у меня вопросов вообще не возникло. Милену Хмылову в этой роли я как раз очень даже представляла (хотя она тоже клоунесса ещё та!). Она замечательная актриса, и в её Кончите прекрасно уживаются и детская непосредственность и пробуждающаяся женская чувственность. Ей отлично удалось передать внезапно возникшее влечение к заморскому гостю, и яркую вспышку страсти, и долгую жизнь, состоящую из ожидания, и её срывающийся голосок добавил образу естественности и достоверности.
Понятно, что театр драматический и ожидать от актёров оперного вокала, по меньшей мере, странно, но меня поразил, например, чистый, хрустальный голос Анастасии Перовой в образе Богоматери. Вот уж не думала, что она так поёт! И её появление на сцене было действительно очень красивым, появлялась она практически из ниоткуда, на самом верху, над сценой, словно и вправду спускалась с небес в ореоле светового потока.
Меня всегда восхищало в театре «У Моста», как такими простыми сценическими средствами они могут создать потрясающую атмосферу. Несколько уровней подиумов в спектакле и горящие свечи в руках монахинь – вот и весь антураж. Весь этот тёмный, очень органичный, состаренный фон дощатых помостов будто бы передвинул нас во времени в начало XIX века, в Петербургскую сырость, в штормовое море и в последнюю дорогу графа, так обидно не успевшего получить разрешение на брак со своей возлюбленной («я погибаю от простой хворобы»). А для того, чтобы передать пышность двора Калифорнийского губернатора оказалось достаточно заполнить сцену тёплым красным светом.
Ну и как без любимого федотовского развлечения! Там, где это необходимо по сюжету, появляется самое настоящее холодное оружие. Граф Резанов и неудачливый жених Кончиты Федерико (Дмитрий Мурзаев) дерутся на дуэли на самых настоящих, не бутафорских, рапирах. Лязг металла и искры, разлетающиеся в разные стороны, тоже самые настоящие. И как это всё же по-русски! Ну, подрались мужчины из-за девушки, ничего страшного, зато потом обязательно надо выпить мировую.
История амбициозного проекта графа Резанова в попытке наладить торговые связи с Америкой, несмотря на свой важный исторический аспект, стала для нас, благодаря пронзительным текстам Вознесенского и гениальной музыке Рыбникова, прежде всего историей великой любви и столь же великой верности. Тридцать пять лет ожидания любимого, и каждый день Кончита оставляла горящую свечу в окне, чтобы ему было легче к ней доплыть. Он не доплыл, но мы верим, что где-то там, в другом мире, они встретились и счастливы. «Аллилуйя возлюбленной паре!».
Наталья Романова (Москва)