Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

20.09.2022

Настоящий Шекспир

В первых числах октября Пермский театр «У Моста» станет главной площадкой для V Международного фестиваля МакДонаха. В театре активно идёт подготовка к этому масштабному событию, однако это совсем не мешает творческому коллективу во главе с художественным руководителем Сергеем Федотовым даже в эти горячие предфестивальные дни радовать своих зрителей премьерами и «почти премьерами» – возвращёнными в текущий репертуар популярными спектаклями прошлых лет.

Одним из таких «возвращенцев», показанных на сцене театра «У Моста» в сентябре, стала замечательная шекспировская комедия «Двенадцатая ночь» в постановке Сергея Федотова. За все годы существования театра, здесь было создано уже несколько спектаклей по пьесам великого английского драматурга, включая знаменитого «Гамлета». Последней постановкой стал «Макбет», собравший огромное количество восторженных отзывов зрителей и театральных критиков не только из Перми, но и из других городов и даже стран. Так, в прошлом году пермский «Макбет» принял участие в Шекспировском фестивале в Армении, где произвёл настоящий фурор.

Поэтому не удивительно, что появление в сентябрьской афише театра «У Моста» комедии «Двенадцатая ночь» стало приятным сюрпризом для всех поклонников театра. Обновлённая версия спектакля порадовала и тех, кто увидел эту постановку впервые, и тех, кто пришёл, чтобы вновь посмотреть давно полюбившийся спектакль. 

Все, кто хотя бы раз был в театре «У Моста», знают творческое кредо режиссёра Сергея Федотова – никогда не осовременивать классику. Можно не сомневаться, что Шекспир будет показан в соответствующих исторической эпохе декорациях и костюмах, и если в оригинальном тексте автора персонаж появляется в жёлтых чулках и подвязках крест-накрест – значит, на сцене театра «У Моста» именно таким он и предстанет публике. Пожалуй, единственное, чего нельзя требовать даже от такого мастера всевозможной мистики, как Сергей Федотов, так это полного внешнего сходства актёров, исполняющих роли Виолы и Себастьяна, являющихся по сюжету близнецами. Но, думаю, тут даже сам Шекспир не стал бы придираться!

На мой взгляд, обновлённая «Двенадцатая ночь» 35-го театрального сезона получилась даже лучше, чем прежняя версия спектакля. В новом сезоне на сцене появляются сразу несколько молодых актёров, которые исполняют свои роли свежо, ярко, с видимым удовольствием. Это прежде всего Максим Углев в роли Шута: его герой кажется забавным и вроде бы на первый взгляд глуповатым, но совсем скоро видишь в нём ироничного, остроумного и отнюдь не глупого хитреца, вдобавок ещё и притворщика. Очень удачна пара Орсино (Семён Осокин-Портной) – Оливия (Анастасия Леднёва), где каждый из персонажей пребывает в своей собственной романтической фантазии, но когда жизнь вносит свои коррективы в придуманные ими сценарии, они мгновенно преображаются. Тут особенно хороша Оливия, поначалу холодная и бесчувственная, но затем, охваченная внезапно нахлынувшей страстью к молодому юноше, становящаяся совершенно безрассудной в своих поступках.  

Молодой актёрский состав прекрасно смотрится в ансамбле со «старичками»: это Владимир Ильин в роли пьяницы Сэра Тоби, Илья Бабошин в роли простака Мальволио, Мария Новиченко в роли переодетой в мужчину Виолы. Но самым ярким, несомненно, оказывается Сэр Эндрю в исполнении Василия Скиданова. Хотя эта роль далеко не главная в спектакле, актёру удаётся всё время, пока его персонаж присутствует на сцене, притягивать к себе максимальное внимание зрительного зала. За его Сэром Эндрю хочется наблюдать бесконечно, даже когда он молчит где-то на втором или третьем плане: Скиданов каждую секунду словно играет свой собственный маленький спектакль, он которого просто невозможно оторвать глаз.  

Если прибавить к этому блестящему актёрскому ансамблю лихо закрученную интригу с переодеваниями, разлучёнными близнецами и любовными страстями, написанную гениальным мастером слова Уильямом Шекспиром, становится понятно, почему эта комедия уже многие годы пользуется неизменной популярностью у зрителей.  

Ну, а лично мне почему-то ярко представилась картинка, что если бы сам Шекспир присутствовал на спектакле, то он бы больше всех задорно смеялся над умелыми режиссёрскими и актёрскими находками, а после непременно подошёл бы к Сергею Федотову и крепко пожал ему руку со словами искренней благодарности за отличный спектакль, за полный зал, за овации зрителей и за то, что в театре «У Моста» по-прежнему показывают настоящего Шекспира.  

 

Ирина Малютина

Портал журнала «Особая»