12.04.2023
Нас проза жизни одолела
Лирическая комедия «Таланты и поклонники» по одноимённой пьесе А.Н. Островского на сцене Пермского театра «У Моста» смотрится необычно и но?во. Причина тому – взгляд московского режиссёра Владимира Берзина и работа художника Владимира Ковальчука. В ярких декорациях в виде ширм с огромными красными и жёлтыми цветами разворачивается драма личного выбора и внутреннего конфликта одной талантливой актрисы провинциального театра Александры Негиной (Виолетта Дьякова).
В центре развития сюжета грядущий бенефис Александры. Волнение по случаю предстоящего события резонирует с событиями личной жизни самой артистки, ведь на фоне спокойного и правильного жениха Петра Мелузова (Семён Осокин-Портной) за девушкой ухаживают чуть ли не все представители высшего общества, т.н. «зрители первого ряда». Особенно бесцеремонный князь Ираклий Стратоныч (Илья Бабошин) даже предлагает ей стать его содержанкой, на что получает решительный и категоричный отказ. Князю это, естественно, кажется обидным, и он затевает самую настоящую авантюру с травлей бедной девушки, подговаривая представителей «первого ряда» сорвать её бенефис.
В этой крайне напряжённой обстановке Александре придётся не только готовиться к выступлению, но и пережить ряд эмоциональных потрясений, которые в конце концов станут основой её личного жизненного выбора. И хотя от развязки пьесы испытываешь лёгкое разочарование: мы привыкли, что герои делают выбор сердцем, а не разумом, выбор этот, тем не менее, представляется разумным и наиболее логичным из всех возможных вариантов.
Основой внешнего конфликта становится тема зависимости искусства от прозаических условий бытия. И если душа театра воплощается в талантливой игре, тело его – это костюмы и декорации, которые, как и всякая плоть, требуют поддержания и затрат. Неслучайно ближе к заднику виднеется декорация в виде колонн театра с облупившейся краской. Этот контраст пафоса и бедности особенно чётко заметен, когда в начале спектакля меняется освещение сцены и то, что казалось возвышенно-парящим, предстаёт в своём истинном облике.
Спектакль погружает зрителя в атмосферу действия и через световое решение, когда зрительный зал остаётся слегка освещённым, а не погружается в темноту, и через приёмы слома четвёртой стены, когда события на сцене вдруг пересекаются с хронотопом спектакля: «Мартын, антракт?», – звучит из уст Трагика Ераста Громилова (Василий Скиданов). Вообще этот образ создаёт особый иронический колорит, вызывая смех чрезмерным пафосом и контрастностью и смягчая резкость характеров основных действующих лиц.
Марина Щелканова