Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

14.06.2018

Над рекой стоит гора, под горой течет Кура...

Согласитесь, надо обладать немалой творческой отвагой, чтобы решиться поставить эту пьесу после легендарного спектакля Георгия Товстоногова 1972 года в БДТ им. М. Горького, в котором купались в своих ролях мегазвезды отечественного театра и кино того времени. Для того, чтобы пойти на такой шаг, Федотову нужно было открыть для себя в пьесе что-то такое, что заставило бы современного зрителя ощутить душевные устремления, менталитет и вибрации героев ушедшей эпохи, живших в уникальной, обладающей особыми традициями стране. Судя по восторженному приему зала и счастливым слезам молодых зрителей, Федотову эту удалось. (Признаюсь, что из глаз автора тих строк, которого трудно отнести к представителям молодого поколения, тоже периодически лились такие же «живые слезы»). 

Какие же такие ранее неведомые глубины обнаружил Федотов в этой, казалось бы, незамысловатой «водевильной» пьесе, что его спектакль вызывает столь бурную реакцию публики?! Ответ на это вопрос прост и очень сложен одновременно. Режиссер понял, что главное в пьесе – доброта, которой так не хватает людям в наш «перекошенный» век, когда в мире то и дело разражаются все новые межнациональные конфликты. 

Далекий от постмодернистских экспериментов режиссер и художник-сценограф Сергей Федотов выхватил из людской памяти кусочек старого Тбилиси с его резными балкончиками и садами, населив его веселыми и простодушными людьми, живущими сочно, ярко и открыто, уважающими друг друга и блюдущими свою честь. И, как пушкинский шестикрылый серафим, водвинул в грудь своих молодых питомцев-актеров «угль, пылающий огнем» доброты, который они принесли людям и обожгли их сердца своим «глаголом». И, наверное, главным событием спектакля стало то, что артисты используют в профессиональном арсенале такую редкую субстанцию, как свои распахнутые души. Не хочется глубоко копать проблему стиля их игры, но для меня было важно, что на сцене одновременно находились и их персонажи, и они сами. И с любовью и иронией как бы поглядывали со стороны на своих прекрасных героев и перипетии их забавных приключений. И, как это часто бывает в спектаклях Сергея Федотова, исподволь вовлекали в них нас – хлюпающих носами и вытирающих платками мокрые глаза. 

 

Павел Подкладов, театральный критик, журналист

Портал ИНФОМИР