14.06.2018
Над рекой стоит гора, под горой течет Кура...
Согласитесь, надо обладать немалой творческой отвагой, чтобы решиться поставить эту пьесу после легендарного спектакля Георгия Товстоногова 1972 года в БДТ им. М. Горького, в котором купались в своих ролях мегазвезды отечественного театра и кино того времени. Для того, чтобы пойти на такой шаг, Федотову нужно было открыть для себя в пьесе что-то такое, что заставило бы современного зрителя ощутить душевные устремления, менталитет и вибрации героев ушедшей эпохи, живших в уникальной, обладающей особыми традициями стране. Судя по восторженному приему зала и счастливым слезам молодых зрителей, Федотову эту удалось. (Признаюсь, что из глаз автора тих строк, которого трудно отнести к представителям молодого поколения, тоже периодически лились такие же «живые слезы»).
Какие же такие ранее неведомые глубины обнаружил Федотов в этой, казалось бы, незамысловатой «водевильной» пьесе, что его спектакль вызывает столь бурную реакцию публики?! Ответ на это вопрос прост и очень сложен одновременно. Режиссер понял, что главное в пьесе – доброта, которой так не хватает людям в наш «перекошенный» век, когда в мире то и дело разражаются все новые межнациональные конфликты.
Далекий от постмодернистских экспериментов режиссер и художник-сценограф Сергей Федотов выхватил из людской памяти кусочек старого Тбилиси с его резными балкончиками и садами, населив его веселыми и простодушными людьми, живущими сочно, ярко и открыто, уважающими друг друга и блюдущими свою честь. И, как пушкинский шестикрылый серафим, водвинул в грудь своих молодых питомцев-актеров «угль, пылающий огнем» доброты, который они принесли людям и обожгли их сердца своим «глаголом». И, наверное, главным событием спектакля стало то, что артисты используют в профессиональном арсенале такую редкую субстанцию, как свои распахнутые души. Не хочется глубоко копать проблему стиля их игры, но для меня было важно, что на сцене одновременно находились и их персонажи, и они сами. И с любовью и иронией как бы поглядывали со стороны на своих прекрасных героев и перипетии их забавных приключений. И, как это часто бывает в спектаклях Сергея Федотова, исподволь вовлекали в них нас – хлюпающих носами и вытирающих платками мокрые глаза.
Павел Подкладов, театральный критик, журналист