Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

19.03.2019

На всякую дурость Хлестаков найдется

В театре «У Моста» гротескно «поревизорили»: зрителя ожидали три часа безудержного смеха «над самим собой». Необычность спектакля в его зеркальности. Как смешной глуповатый жеманник Хлестаков в весьма любопытном своеобразном исполнении Сергея Мельникова становится зеркалом жителей города N, так и в целом, все гоголевские персонажи, так или иначе, отображают современное общество «во всей красе». В этом, несомненно, гениальность самого Гоголя: произведение остается актуальным, спустя два столетия, и по-прежнему является источником творческих режиссерских открытий.

Очень необыкновенной находкой, на мой взгляд, стал специфичный Валерий Митин в роли городничего Сквозник-Дмухановского – человек с внушительной фамилией, но с мелкой душонкой. Искренне забавляет растерянность, несобранность героя, его ироничное несоответствие своему статусу – жалкая трусливая мышь, забившаяся в угол от страха быть раздавленной тяжелой ногой господина. Откровенно потрясает ужасающий беспорядок внутри страны, где каждое безответственное недоразумение, подобное Антону Антоновичу, «тянет одеяло на себя» до тех пор, пока сверху не ударили по загребущим ручонкам.

Всем понятно, что рыба гниет с головы. И семейка городничего, на благо которой он хлопочет, –  его дурная фанерная жена Анна Андреевна и наивная провинциалка дочь Марья – комично предстает перед зрителем в безвкусном нижнем белье, а позже с потешными прическами и в платьях базарной яркости. С каждой ролью эпатирует эффектная и блистательная Марина Шилова – ее Анна Андреевна бесподобна своим профанным стремлением заполучить внимание лжевеликосветского человека, занимательна откровенно пошлая кокетливость, на фоне которой глупенькая несуразная барышня Марья в исполнении утонченной Дарьи Рыжанковой становится еще кисельней. 

Все герои предельно искусственны, грубы, без индивидуальных качеств, однолики, но тем самым, напоминают зрителю, что и современное общество лишено настоящей жизни – яркие декорации из фанеры и потешные куклы-петрушки, отвлекающие внимание от сути. На балаганной ярмарке, где легко продаются и покупаются человеческие души, льют крокодильи слезы потерянные нерешительные смотрители училищ Луки Хлоповы (Илья Бабошин), умничают дубоватые судьи Ляпкин-Тяпкины (Ильназ Яррулин), процветают Земляники (Александр Шаманов) и их дети, пока в больницах умирают люди, не получившие необходимую помощь от ничего не понимающих Гибнеров (Андрей Козлов).

Особое любопытство вызывают такие герои, как почтмейстер Шпекин в исполнении интересного Кирилла Имерова. Человек, нагло владеющий всей информацией и по-детски лишающий людей права на личную жизнь, но тем самым обнаруживая правду и выявляя лжеревизора. А также гениальный тандем Добчинский и Бобчинский (Андрей Казачков) – карикатурные сплетники, придающие динамику и наполняющие особой атмосферой спектакль. Маленький помещик Добчинский в исполнении харизматичного обаятельного Михаила Головкова без сомнений становится вкусной приправой для анекдотичных ситуаций спектакля, усиливая гоголевский шарж. 

После «Ревизора» зритель остается вновь с тягостной смесью ощущений – «одураченная радость», так хочется назвать это странное чувство. Спектакль, очевидно, провоцирует зрителя на временное недоуменное отстранение от самого себя и окружающего, чтобы со стороны убедится, что, в свою очередь, «на твою дурость театр «У Моста» нашелся».

 

Ольга Татаурова

Портал «Новости Перми»