Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

20.05.2018

Мы хотели Вия, и он пришел

Говорят, Стивен Кинг, прочитав «Вий» Гоголя, сказал: «Мне до этого парня далеко». А, может, и не сказал. Кто знает? Но уж точно мог бы.

Ведь когда деревья были большими, модное слово фэнтези еще не прописалось в нашем лексиконе, а до Кинга не доросли, в нашем хит-параде детских страшилок лидировали гоголевские сказки, взахлеб пересказываемые ночью. Как-то на каникулах на хуторе у Великих Будищ, как раз-таки близ той самой легендарной Диканьки, собираясь в сумерках, мы слушали «правдивые» истории о ведьмах, вурдалаках, цветущем папоротнике, казаке, играющем с ведьмами в карты, и, конечно, о Вие.

- А как же, все – правда, – рассказывали старшие друзья из местных. – Ведь случай был, когда деревенский парень, отпевавший панскую дочку, умер возле ее гроба при загадочных обстоятельствах. А с тем, что «Все бабы – ведьмы», в тех краях не спорил никто.

Именно Вия и полного набора нечисти мне не хватало в «Панночке», ставшей визитной карточкой «У Моста» и подарившей театру статус мистического. «Панночку» я видела в разные годы, с разным актерским составом. И каждый раз казалось, что вот именно сегодня Панночка позовет вурдалаков и Вия, но не случалось.

- Все время, пока мы играем «Панночку», периодически зрители спрашивают, а где же «Вий». – Вспоминает художественный руководитель театра «У Моста» Сергей Федотов. - Юбилейный театральный сезон – удивительный. Я говорил, что буду всякие удивительные проекты делать. И решил показать «Вия».

Любой спектакль умостовцев – обыкновенное чудо. Оказывается, привыкнуть к чудесам — плевое дело. Но чудо – такая штука, оно должно постоянно «подпитываться». Как говорится, просили Вия, получите и распишитесь. Федотов решил вернуться к классическому гоголевскому варианту. Так изменился и весь спектакль, начинающийся в отличие от прежнего с блуждания бурсаков, попавших на хутор к странной старухе.

Режиссеру удалось не упустить ни единого штриха, передавая нам колорит украинского хутора яркими красками, широкими мазками. Вся гоголевская палитра – в сочной речи героев. Чего явно не хватает в последней экранизации «Гоголь», где боятся и слов с намеком на «украинское», а мельничиха-крестьянка говорит, как современная девушка с остановки. Про нехватку красок, колорита хутора в фильме и говорить не буду.

Спектакль – микс юмора, ужаса и философской притчи. Все выстроено очень грамотно, по всем законам триллера, бросая зрителя из одного эмоционального состояния – в другое. Зал то смеется, расслабляясь шутке, а через секунду вздрагивает от неожиданности. У Федотова получается разложить действо так, чтобы каждая сцена производила максимальный эффект. Каждый из персонажей получился на редкость харизматичным, живым и настоящим. Отмечу великолепную пластику Марии Сигаль (Панночка и старуха). О том, сколько эмоций вызывает игра Василия Скиданова в роли Хомы, я писала и раньше. А сколько эмоций вызывают колоритные казаки Владимир Ильин (Явтух), Николай Горубнов (Спирид), Михаил Головков (Дорош) и Параська (София Шустова).

Игра актеров, декорации – все оставляет приятное послевкусие. Здесь и еще одна фишка умостовцев – метод погружения зрителя в атмосферу (прозванный в театре форматом 4D). Мы чувствуем запахи горящих свечей и церковного ладана. Кажется, «чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги» и тут же сменяется жутким туманом. Возможно, самая настоящая горилка плескалась в стаканах казаков. А как иначе?


Что было, что будет, на чем сердце успокоится

Была «Панночка», стал Вий. Как известно, в театре не согласились с новыми условиями сотрудничества с Ниной Садур, автором «Панночки», и создали собственную инсценировку по повести «Вий». В новом спектакле, как сказали в театре, используется только текст Николая Васильевича Гоголя, только сюжетные линии из его произведения. Текст Гоголя перечитала специально. И это уже совсем не пьеса Нины Садур.

Мы хотели «Вия» и его позвали. Раз уж неким образом, материализовались и мои мысли, то позволю себе еще помечтать, чтобы Федотов вернул на сцену «Тень» Шварца. Почему бы нет?

 

Елизавета Шандера

Портал «Хочу»