05.12.2019
Много профессий, хороших и нужных...
Пьеса Мартина МакДонаха «Палачи» впервые в России была поставлена в Пермском театре «У Моста». Режиссер-постановщик Сергей Федотов определил ее жанр как мрачная комедия. В основе сюжета лежат реальные исторические персонажи и факты, связанные с отменой в Великобритании смертной казни в середине 60-х годов ХХ века.
«Все работы хороши, выбирай на вкус!» – утверждал Владимир Маяковский. Если существуют преступления и смертная казнь, то должен же кто-то работать палачом, правда? Главный герой пьесы МакДонаха – английский палач Гарри. Поскольку работы у него немного («Мы же не в Китае живем!»), он с женой держит пивной паб. Собственно, как и его главный и единственный конкурент – бывший палач Пьерпойнт.
Паб Гарри пользуется популярностью – еще бы, здесь можно выпить с настоящим палачом! Сюда приходит и репортер, чтобы взять у Гарри интервью для газеты по случаю отмены смертной казни. Поневоле начинаешь думать: если бы события пьесы происходили в наши дни, герои наверняка наперебой делали бы селфи со знаменитостью, а сам Гарри мог бы иметь миллионы подписчиков в Инстаграм, если бы выкладывал фото своих клиентов «до» и «после». Палач – это всего лишь профессия!
Однако не все так просто. А что, если последний повешенный им парень по имени Хеннесси был невиновен? Мысль об этом не дает Гарри покоя. Вдобавок теперь, в годовщину той злополучной казни, в паб приходит какой-то странный зловещий тип... Действие пьесы все более становится похожим на детектив. И когда зрителю кажется, что он все понял и знает точный ответ – новый поворот сюжета! Интрига будет закручиваться и держать зрителя в нарастающем напряжении до самого финала, который уж точно будет абсолютно неожиданным.
Как это всегда бывает в пьесах и фильмах Мартина МакДонаха, «Палачи» – произведение неоднозначное. Здесь нет черного и белого, хороших и плохих персонажей, сцены казни изобилуют шуточками и вызывают взрывы смеха в зрительном зале. Даже на вопрос «Виновен или нет?» прямого ответа не существует. Совсем как в жизни, не правда ли?
А еще в пьесах МакДонаха почти всегда можно найти любовную линию – пусть совсем слабую, едва наметившуюся, но все же возможную. В «Палачах» в роли такого персонажа выступает пятнадцатилетняя Шарли, дочь палача Гарри. Это смешное неказистое создание, которое всегда хандрит и вечно подвергается критике со стороны родителей, вдруг начинает расцветать от слов зловещего, но все же симпатичного незнакомца Муни, который, конечно, ведет свою хитрую игру с неопытной девушкой. А может быть, он тоже проникся к ней симпатией, и вполне искренней? И снова вопрос без ответа!
«Палачи» МакДонаха – это не только история о профессиональном соперничестве Гарри и Пьерпойнта. Это еще и об ответственности каждого человека перед самим собой и перед другими за свои действия и поступки. Палач – не только тот, кто убивает физически. Палачом может стать каждый, если вольно или невольно убьет в другом человеке надежду на справедливость, веру в любовь, лишит его права быть самим собой.
Ирина Малютина
Журнал «Особая»