26.06.2018
МНЕ И ХОЧЕТСЯ НА ВОЛЮ...
«На дне» Театра «У Моста» на фестивале «Голоса истории» в Вологде.
Пять дней на фестивале «Голоса истории» в Вологде пролетели, как пять минут. Впечатлений немало. И чудесный город, населенный прекрасными людьми, и звон колоколов в ночном Кремле во время спектаклей в Консисторском дворе, и крошечный душный зал Камерного театра, где звучали дивные стихи Цветаевой. Но все же главным событием - и не только для меня - стали спектакли Пермского Театра «У Моста» в постановке его худрука Сергея Федотова.
О грандиозном эпическом шекспировском «Макбете» я уже писал. А в предпоследний день федотовцы сыграли свой знаменитый спектакль «На дне» по пьесе М. Горького.
Учитывая то, что это – камерный спектакль, созданный и прежде игравшийся в основном в небольших пространствах, меня поначалу беспокоили и рассчитанный почти на 500 мест большой зал Вологодского ТЮЗа, и его громадная сцена. И, конечно, я с большим трепетом ожидал встречи с актерами, введенными в спектакль в последние два года. Прежний состав, который я видел три раза, казался мне идеальным. То и дело приходила на ум всем известная фраза о невозможности вливать молодое вино в ветхие мехи. Но, как выяснилось на спектакле, федотовские мехи оказались настолько прочными и крепко сшитыми, что даже самое бурное брожение молодого вина не только не повредило их, но даже укрепило! А огромная сцена покорилась им беспрекословно!
«На дне» Сергея Федотова – это даже не спектакль, а театральное явление, некая качественно новая ступень в освоении русского психологического ансамблевого театра. Я видел уже немало спектаклей Федотова в его театре, и старался в меру сил о них писать, но до сих пор не могу понять, как ему и его подопечным удается сделать так, что давно известные герои открываются тебе по-новому, проникают в твою душу, бередят ее, а их радости и боль становятся твоей радостью и болью?! И опять спектакль пронял буквально до костей! Я сидел в первом ряду и с наслаждением вдыхал еле уловимый запах рогожки и лучка, который, казалось, проник во все поры ночлежки. И разглядывал потрясающие приметы жизни этих людей (не поворачивается язык назвать это сухим словом «декорация»): нары, завешенные дерюжкой, оконца, из которых лился дневной свет, большой стол, который для многих персонажей станет не только местом еды и пития, но и некоей трибуной для выражения своих самых сокровенных мыслей и чувств. Восторгался изумительным углом, который облюбовал и любовно «обставил» картузник Бубнов, водрузив туда даже клетку с живым хомячком. Доминантой обстановки становится печальная закопченная икона, которая взирает на обитателей ночлежки и на зрителей из своего далеко не «красного» угла. Продолжать можно долго… Тем страшнее и символичнее становится разрушение этого привычного патриархального уклада во втором действии: абсолютно голые стены, лишенные признаков жизни нары без занавесок. Оставшаяся в углу одинокая икона лишь подчеркивает запустение и мрак. Все пропито. И лишь дух обитателей ночлежки не сломлен!
Трудно передать словами атмосферу спектакля, которая втягивает тебя в действие и поглощает со всеми потрохами. Еще труднее – «рваную» темпоритмическую партитуру: благодушная, ироническая обстановка может в любую секунду взорваться, и тогда происходящее достигает такого стремительного, бешеного ритма, что зритель просто задыхается, не в силах справиться с мощной, подавляющей его эмоциональной волной.
Но главный предмет театрального сочинения Сергея Федотова составляют маленькие падшие люди, милость к которым, подобно великому поэту, призывает режиссер. Нет из них такого, которого бы он не попытался понять и не призвать нас к состраданию. Даже забубенный пьяница Алешка с гармошкой - и тот вызывает твое сочувствие и душевную боль. Не говоря уже о несчастном, лишенном жизненных ориентиров Актере (потрясающая работа Василия Скиданова) или слесаре Клеще – рабочем человеке, которому, наверное, не суждено вырваться из мрака и морока ночлежки. Эту роль, как и некоторые другие, недавно виденные мной в других спектаклях, блистательно сыграл Ильназ Яруллин.
Острое сопереживание вызывает Наташа Марии Новиченко, отнюдь не сломленная своей мегерой сестрой Василисой. Эта Наташа обладает твердым характером и мечтает выйти из этого подвала на свет Божий. (Кстати, очень похожие внешне, красавицы-сестры составляют великолепный актерский дуэт. Их героини в своем яростном противостоянии готовы буквально испепелить и сжить со свету друг друга! Кстати, я впервые увидел в роли Василисы замечательную актрису Марию Сигаль. У ее героини тоже есть собственная беда и даже правда. Статная красавица, которая могла бы украсить любое высшее общество, Василиса вынуждена маяться со своим стариком мужем (хорошая роль Вячеслава Леурдо) и общаться с «мерзкими» обитателями дна. Окончательный удар ей наносит любовник-вор, бросающий ее ради ненавистной сестры! Кстати, Ваську Пепла очень достоверно играет харизматичный и мощный актер Александр Шаманов, которого я тоже впервые увидел в этой роли).
Изумительную пару составили тоже ранее не виданные мной в этом спектакле Виктория Проскурина в роли Насти и Андрей Воробьев (Барон). В последнем тоже чувствуется живая душа, в нем не так много фанаберии и зазнайства, как могло бы быть. Но главное состоит в том, что артист смог сыграть «голубая кровь»: ты абсолютно веришь, что перед тобой - настоящий барон! (Хотя признаюсь честно, что я, как и Лука, живых баронов не видел). Настя Виктории Проскуриной - это совершенно удивительное существо со своей трагической судьбой, очень тонкая натура, тоже не сломленная, обладающая, как это ни странно, художественным мышлением и совершенно искренне воображающая себя на месте книжных романтических героинь. Если проводить аналогию с известными персонажами и актерами, то она , пожалуй, очень напоминает героинь Джульетты Мазина. Как это часто бывает с глубокими актерами и их ролями, ты после спектакля пытался даже домыслить, дофантазировать не только то, как сложится судьба этой Насти в будущем, но даже историю ее прошлой жизни…
Симпатично и остроумно сыграли Квашню и Медведева Екатерина Пономарева и Егор Дроздов, которые внесли в повествование яркий народный юмор, без которого не обходится ни один - даже самый трагический – спектакль С. Федотова. Ну, а о работах мэтров – Сергея Мельникова и Владимира Ильина в ролях Луки и Сатина – можно было бы написать отдельную заметку. Но, сообразуясь с законами ФБ, скажу только, что они, как и в трех прежде виденных мной спектаклях, потрясли до глубины души! Владимир Ильин еще раз подтвердил то, что он – истинный самородок, настоящий русский трагик, который обладает невероятной внутренней силой, статью и мощным мужским началом. А Сергей Мельников еще раз убедил, что он – актер без амплуа, который может сыграть всё: от князя Мышкина до князя Пантиашвили в «Хануме». В Луке он поражает своей человеческой мудростью и потрясающей искренней добротой. Осмелюсь процитировать свою давнюю заметку о федотовском спектакле: «Лука, конечно, хитер и очень умен. Он шестым чувством определяет, у кого из ночлежников в данный момент душа или тело болят больше, чем у остальных. И всегда оказывается в нужном месте в нужное время. Он успевает и с Сатином перекинуться важной парой слов, и Актеру внушить веру в то, что есть лечебница для алкоголиков, и умирающую Анну приголубить, и Ваське Пеплу «настучать по башке» и почти что сосватать ему Наташу. Но не судьба. Все рушится. «Нет, ребята, все не так…» И тогда он бесследно «растворяется» в воздухе…»
«Мне и хочется на волю, цепь порвать я не могу», – поют в финале обитатели этой дивной ночлежки. И ты все же мечтаешь о том, что они когда-нибудь порвут эту цепь. Но как сложится их судьба «на воле» – никто не знает. И еще ты ловишь себя на том, что только что три часа общался с родными людьми. И тебе их будет очень не хватать.
Я давно не видел на поклонах после спектакля такого искреннего и мощного порыва зрителей, которые устроили федотовским артистам не просто овацию, а настоящий шквал рукоплесканий. А сам Федотов сегодня мне с удивлением написал, что люди его узнают на улицах и благодарят. Как будто вся Вологда была на этом необыкновенном спектакле. Надеюсь, что это была не последняя встреча пермских артистов с жителями прекрасного города, где есть дом с резным палисадом…
Павел Подкладов, театральный критик, журналист