Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

22.12.2024

Мистика «Замка Рейвенскрофт»

Инспектор Раффинг приезжает в заснеженное поместье богатой семьи Рейвенскрофт, в котором при загадочных обстоятельствах погиб Патрик Рорк, служивший в замке то ли конюхом, то ли кучером, то ли лакеем, то ли садовником.

Раффинг допрашивает пятерых женщин: хозяйку дома миссис Рейвенскрофт, её дочь Гиллиан, гувернантку Марси, домоправительницу миссис Френч и служанку Долли. Он всеми силами пытается докопаться до истины, чтобы выявить и наказать убийцу Патрика.

Но женщины, окружающие инспектора, оказываются вовсе не теми, кем кажутся на первый взгляд…

Итак, очевидно, что перед нами классический детектив. Однако режиссёр Сергей Федотов не был бы собой, а возглавляемый им театр «У Моста» – таким, каким мы его знаем, если бы это была обычная криминальная история. В аннотации к спектаклю «Замок Рейвенскрофт», премьера которого произошла в ноябре этого года, он охарактеризован как «мистический детектив». Но мистическая составляющая в нём выражена весьма тонко и даже символично. Это проявляется, прежде всего, в намёках на «призраков», которых время от времени якобы видит Гиллиан – юная экзальтированная особа, дочь хозяйки поместья.

И, тем не менее, кажется, что призраки в замке действительно существуют. Призраки – это и есть истинные проявления жильцов замка, название которого буквально переводится как «воронье гнездо». Они скрывают правду и постоянно лгут не только инспектору, но и друг другу, и даже себе самим.

Нельзя не отметить, что пьеса Дона Нигро сама по себе очень странная. Состоящая из сплошных разговоров, она будто бы создана не для драматической сцены, а для радиотеатра. В ней нет привычной для детектива динамики, а весь сюжет – это сами беседы, где каждый поворот диалога открывает новые неожиданные грани персонажей и повествования.

Однако режиссёр Сергей Федотов и актёры театра нашли способ передать динамику, ритм и напряжение через потрясающую игру и искусно созданную атмосферу тайны, превратив «разговорную» пьесу в увлекательное театральное зрелище. Зрителю уже важно не столько то, что происходит на сцене, сколько то, о чём и как говорят персонажи, чтобы следить за интонациями, скрытыми смыслами и подтекстами.

Можно ли назвать это чудом? Отчасти да, но в то же время это результат гармоничного соединения трёх ключевых факторов успеха: талантливого драматургического произведения, мастерской режиссуры и блестящей актёрской игры.

Каждая из актрис, вошедших в изумительный женский ансамбль, обладает своим неповторимым стилем исполнения. Они оживили обитательниц замка, наделяя каждую из них яркой индивидуальностью и уникальным характером.

Алёна Войтенко (миссис Рейвенскрофт), Анастасия Леднёва (Гиллиан), Алёна Хорошая (Марси), Екатерина Пономарёва (миссис Френч) и Мария Серова (Долли) смогли сделать своих персонажей парадоксальными и феерически непредсказуемыми. Каждая из их героинь добавляет свою долю хаоса и путаницы, делая расследование ещё более сложным и забавным одновременно, привнося в сюжет гротеск и элементы чёрной комедии.

Да, не позавидуешь бедному Раффингу, роль которого блестяще исполнил Василий Скиданов. Его персонаж, оказавшийся один в этом царстве женщин, несмотря на внешнюю браваду, на самом деле совершенно беззащитен перед ними. Актёр с поразительной искренностью раскрывает глубинную личностную драму своего героя, чьи неудачи, как в личной жизни, так и на службе, вызывают у зрителя иногда улыбку, а иногда неподдельное сочувствие.

Несмотря на обилие юмора, в основном чёрного, и даже порою абсурдного, спектакль гораздо сложнее и многослойнее, чем кажется на первый взгляд. Из детективной истории, он незаметно превращается в историю о любви, её отсутствии и стремлении к ней. Актёры, искусно препарируя души своих персонажей, постепенно обнажают их глубокое душевное одиночество и неспособность выстраивать гармоничные связи с окружающим миром. Не случайно, наверное, каждая из женщин восхищается падающим за окном снегом. Снег – это ещё один мистический персонаж-призрак в спектакле. Он не только олицетворяет холод в душах обитательниц замка, но и становится своеобразным символом очищения и обновления, которого им всем так не хватает.

Сергей Федотов создал спектакль, рождающий самые разные ассоциации, спектр которых может распространяться от мрачной мистики Эдгара По до тонкого английского юмора в стиле «Алисы в Стране Чудес» Льюиса Кэрролла. Думаю, не ошибусь, если предположу, что каждый зритель поймёт эту историю по-своему. И каждый окажется прав! Это ли не мистика?!

В любом случае зрителю будет над чем подумать и что унести с собой после просмотра спектакля, который, по моему глубокому убеждению, ждёт долгая и счастливая сценическая судьба.

 

Павел Гурд