16.11.2018
Мистика надежды
Благодаря проводимому в Перми Международному фестивалю М. МакДонаха, за последний месяц нам представилась возможность посмотреть и оценить сразу несколько вариантов постановки пьесы «Сиротливый Запад». Каждая из них, как и должно быть, индивидуальна и отражает свой взгляд режиссера на пьесу. Что уникального в постановке Сергея Федотова, одной из ранних, идущей на сцене уже 13 лет?
Как всегда, Сергей Федотов, очень внимателен к деталям. Это касается и актерской игры, и декораций. Перед нами не просто абстрактная сцена, а моменты, будто бы выхваченные из реальной жизни реального городка. Актеры театра «У Моста» рисуют персонажей широкими мазками, с элементами гротеска, настраивают зрителя на комедийный лад.
Но, как и во всех спектаклях театра «У Моста», в этой, на первый взгляд, бытовой пьесе должна быть своя мистика. И это мистика проклятого места – Линена – сиротливого города. (Сиротливый Запад – часть «Линенской трилогии» МакДонаха.) Это реально существующий маленький поселок на пару десятков дворов, расположившийся под горой на берегу сырого туманного фьорда на западе Ирландии. Почти край света. Брошенное место, «откуда все уезжают» (цитата из «Красавицы из Линена»), где все знают друг друга, где уже много лет ничего не меняется. Что-то знакомое для жителей Урала, не так ли? Возможно, поэтому пьесы МакДонаха по-особому отзываются у пермской публики.
Каждому человеку посреди прозябания и рутины жизненно необходима надежда на то, что лучшая жизнь возможна, что все еще может повернуться чудесным образом – та, с которой все мы детьми пришли в этот мир. У жителей Линена она уже почти угасла, а безнадежность трансформирует людей, с каждым днем превращая их в зомби. Даже священника, который все больше пьет, плачет и начинает думать, что «Бог не имеет юрисдикции над этим местом». Жители Линена то и дело пытаются заглянуть по ту сторону жизни или десантом отправляют туда друг друга. Если сейчас они уже живут в аду, как хотя бы после смерти попасть в рай? Эти вопросы волнуют братьев Колмена и Уэлша, дерущихся из-за чипсов, не на шутку.
Но мистический свет внезапно озаряет главных героев и дарит им шанс, один на тысячу, что примирение и раскаяние возможно и в этой жизни. Может это алкоголь, под влиянием которого отец Уэлш заложил свою душу, выступил здесь как зелье шамана, открывшее маленькому городку связь с небом? А может, в ситуации, когда Бог молчит, только смертный грех может помочь сиротливым братьям очистить свою душу? Точно на эти вопросы не сможет ответить никто, но грани, которые открывает перед нами постановка С.П. Федотова, бесчисленны.
Роман Гайшун