11.10.2021
Мистический триллер «Дракула»
Мистический триллер «Дракула» – это один из самых популярных спектаклей театра «У Моста». В нём уникальным образом сочетается и таинственная атмосфера, и юмор, и вечные темы – жизнь, смерть, любовь. В постановке Сергея Федотова «Дракула» – это многогранный спектакль, рассказывающий историю Б. Стокера не изменяя духу оригинала.
Всё действие условно можно разделить на два мира: мир Дракулы и мир людей. В мире Дракулы большую роль играет холодный лунный свет. Луна – это спутник ночи, а значит, она главная союзница князя. Клубящийся туман в сценах внутри замка – символ потустороннего, некая граница, разделяющая мир живых и мир мёртвых. Туман в какой-то мере выступает как ещё одна форма зла.
Дракула в исполнении Александра Шаманова – одинокий, бесстрашный, сильный, проклятый – и, оттого, несчастный. Он мёртв внутри, его существование скорее механическое. Но всё меняется с появлением Мины (Мария Баландина), которая становится для князя чудом оживляющей силы любви. В Дракуле ненадолго даже появляется что-то человеческое, о котором он сам давно забыл…
Князь Дракула предельно серьёзен. Это важный момент: «В этом доме не шутят». В его мире нет смеха и юмора, потому что, что такое смех, как не проявление жизни?
Верные спутники Дракулы – Черные люди (Дмитрий Мурзаев, Вильдан Валиев) – по-настоящему пугают. Своего рода зло в чистом виде. Они оба напоминают по духу помощников главного героя К. из «Замка» Кафки – с одной стороны, абсолютно безликие. С другой, имеющие особое влияние. У них есть необъяснимая связь с князем. Они его тени, вторая пара рук, которым даже не нужно приказывать. Их преданность граничит с фанатизмом, поэтому, в конце концов, становится страшно. А вдруг доберутся и до тебя?
Вампирши (Регина Шнигирь, Екатерина Пономарёва, Анастасия Леднёва) символизируют сексуальность, чувственность. Если для Дракулы кровь – это жизнь, то для них кровь – это удовольствие. Наркотик.
Таков мир Дракулы. А что противоположно ему?
В мире людей господствует тёплый свет. И, что важно, в нём есть юмор и смех. Люси (Мария Сигаль) сочетает и наивность, и искушённость. В ней есть девичья легкость, благодаря которой снимается напряжение после мрачного замка. В Мине же чувствуется внутренний стержень и серьёзность. И тайна, которая не может не вызывать интерес.
Мужская половина представлена в лице Квинси Мориса (Илья Бабошин), Доктора Стюарта (Валерий Митин), Артура Холмвуда (Сергей Мельников), Ван Хельсинга (Владимир Ильин) и, конечно Джонатана Харкера (Василий Скиданов). Каждый из них имеет яркую индивидуальность, талантливо воплощенную актёрами.
Квинси Морис – простой парень с дикого запада, не очень умный, но честный и открытый. Ван Хельсинг – увлечённый своим делом профессор, не похожий на обычных людей. Артур Холмвуд – чистый и искренний романтик. А глазами Харкера мы фактически знакомимся с тем, что происходит на сцене.
Доктор Стюарт, санитар и Ренфилд вместе передают дух заведений для душевнобольных XIX века. В их совместных сценах ощущается тягучая атмосфера холодных влажных стен и решёток. Иногда даже кажется, что слышишь как с потолка капают капли воды.
Примечательно, что встреча с Дракулой так или иначе меняет каждого героя. В Мине раскрывается характер и чувственность, в Артуре – мужественность. Ван Хельсинг достигает цели всей своей жизни. Ренфилд сходит с ума. Люси умирает. И мы видим, что не каждый может достойно пережить столкновение со злом.
Спектакль «Дракула» несмотря на мистическую составляющую все же больше о свете, а не о тьме. Где свет – это любовь, способная пройти сквозь века и расстояния.
Дарья Ворончихина