Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

16.10.2021

Мастер сцены из Перми – режиссёр Сергей Федотов

Выйти за границы реальности и попасть в пятое измерение… или в любое другое – оставаясь при этом в существующей реальности… Возможно ли такое? Да, если прийти в пермский театр «У Моста».

В начале этого года свое 60-летие отметил его основатель и художественный руководитель Сергей Федотов. Мастер – именно так его величают многие и многие в самых разных странах. И весь этот год идёт для театра «У Моста» под эгидой юбилея его руководителя. То есть, в упорнейшей, напряжённейшей творческой работе. Гастроли – в том числе в столицах – в Москве и в Санкт-Петербурге, фестивали – а там лауреатские награды. Новые постановки Федотова – и не только на «своей», пермской сцене, но и в других городах – например, в середине октября состоялась премьера «Мастера и Маргариты» по М. Булгакову в Таллинне, в Русском театре Эстонии. Я не раз писал о фестивалях, проводимых театром «У Моста», и спектаклях этого театра и его руководителя. Но сейчас хочу рассказать прежде всего о самом Сергее Федотове, об особенностях творческого почерка этого Мастера сцены.

Его творчество – это постоянное напоминание: сценическое искусство, казалось бы, да, в чистом виде безумие. Осознаваемая и управляемая медитация сразу в обоих пространствах: и реального мира, и мира воображенного. А воображённый мир – больше реального. Комический или трагический сюжет Сергей Федотов – в конкретном, реальном, вещественном пространстве сцены разворачивает по законам фантасмагории. Его актёры в облике персонажей приходят на сцену из другого мира – и уводят туда с собой зрителей. И все вместе существуют в переплетении прошлых, нынешних и предполагаемых событий, в во всех временах сразу, в реальных столкновениях персонажей – и в их фантазиях и воображённых объяснениях, которые больше похожи на заблуждения – но ставшие событиями, случившимися на самом деле. Но, в то же время, сценическое творчество (и это прекрасно демонстрирует Федотов в своих постановках и в своём театре, и в других) – не безумие, не шизофрения. Это абсолютно реалистическая фотография бытия. Особый род «голограммы». Причём, подвижной, изменчивой. Абсолютная фантомность – при этом, что искусство сцены предельно конкретно, а с точки зрения природы актёрской игры – физиологично. Физиология тела и ума – их взаимодействие рождает поэтический образ, уносящий в небесную запредельность. Кто не ощущает этого… зачем ему заниматься театром?.. Но именно этому учит Федотов тех, кто служение театру избрал своей профессией – своих актёров (и студентов) и участников семинаров и мастер-классов, которые проводит в разных городах.

А вот как он сам говорит об этом:

«Я ощущаю театр как загадку и тайну, как некое мистическое поле, погружаясь в которое, актёр и зритель существуют в каком-то новом космическом пространстве. В потустороннем мире есть белое и черное, есть Бог и дьявол. Каждый выбирает свое. Я выбрал Бога. А ещё у каждого есть ангел-хранитель. Во всяком случае, у меня он точно есть. Он охраняет не только меня, он охраняет и близких мне людей. Помогает в таких ситуациях, из которых, казалось бы, выхода нет. Поэтому я абсолютно спокоен. Все идёт как надо. Просто я работаю волшебником».

Сейчас Сергей Федотов  – заслуженный артист и заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Национальной премии «Золотая Маска», лауреат Национальной премии Чехии – первый иностранец в её истории и лауреат многих других премий. Театр «У Моста» известен во всём мире. Его спектакли проходят при аншлагах и у себя дома, и на «чужих» сценах. Стены кабинета Сергея Федотова, стены зрительского и даже гардеробного фойе в театре увешаны множеством дипломов привезённых с десятков фестивалей.

А начиналось все в 1983 году – тогда Федотов создал Нытвенскую молодёжную театральную студию. Она стала «затравкой», «запалом» будущего театра «У Моста». Отсюда берут начало творческие эксперименты Сергея Федотова и поиск своего, оригинального режиссёрского языка, стиля и метода. Свой театр Федотов называет «мистическим». И это не только определение творческого метода к созданию сценического действа. Это ещё и обозначение того, что постановки Федотова – как бы мост между реальным и потусторонним, бытовым и мистическим, осознанное воплощение бессознательного в сценических событиях. Творческий сценический метод Федотова сочетает принципы Михаила Чехова, Ежи Гротовского и эстетики Антонена Арто. Федотов оригинально и самобытно развивает эти школы, огромное внимание уделяющие раскрепощению, развитию психофизики актёра, его способности работать с внутренней энергией и своим подсознанием. В этом постоянном саморазвитии себя, как режиссёра, своего театра и своих актёров Федотов сохраняет принципы экспериментальной студийности, изначально заложенные в основу его театра. Каждая постановка Федотова – это одновременно и лаборатория, и эксперимент для себя и для своих актёров. На сайте театра есть ёмкое и точное определение того, что делает Федотов: он «…предложил зрителям новые игровые отношения, особую манеру актёрского существования, оригинальную, парадоксальную,  гротесковую, создающую возможность для погружения актёров в потустороннее  пространство. Мистика в его интерпретации это не тема, не направление, это особое мировоззрение. Спектакли Сергея Федотова могут быть и комическими, и  трагическими, но элемент таинственности, магии, когда в  действие вмешиваются сверхчеловеческие силы, в них обязательно присутствует».

Эта фантасмагоричность непознаваемого, которая пропитывает пространство игры и пространство реального и воображаемого мира, отражена Федотовым уже в том, как он строит сценографию своих спектаклей – даже если декорация предельно реалистична и точна во всех бытовых подробностях. Эта «игра непознаваемого» выражена и в том, как Федотов «осваивает» – в соответствии с сюжетом – им же самим созданные декорации.

Понятно, что та предельно насыщенная, сложная многогранная и творчески, и технически, и организационно жизнь, какою живёт театр «У Моста», требует предельной собранности и чёткости. Сергей Федотов как руководитель театра – жёсткий и суровый. Порой, когда он идёт по театру разбираться с неурядицами или сбоями, то, что называется, всё замирает, всё замирает вокруг. А как иначе? Какими бы лёгкими, демократичными не были отношения в театральной команде, но всё же театр – это «монархия». «Сатрапия». Обсуждения могут и должны быть коллегиальными и нелицеприятными. Но окончательные решения принимает один человек. Он отвечает и за процесс, и за творческий результат, за судьбу возглавляемого театра и за судьбы тех, кто с ним сотрудничает. Твёрдость здесь необходима и неизбежна. И театр «У Моста» работает как часы! 

Но надо видеть Сергея Федотова на занятиях с его студентами или на проводимых им семинарах и мастер-классах. Мягкий, добродушно-ироничный в общении. Очень внимательный, вдумчиво вглядывается он в каждого занимающегося, что уловить особенности человека. Творческий потенциал. Особенности психики и склад ума. Понять его проблемы в освоении профессии. Подсказать путь и направить… Актёров на репетициях, студентов на занятиях, участников мастер-классов он учит реально ощущать мистериальность магического пространства сцены. Реально жить в магическом мире фантазии. И при этом ни в чем не грешить против правды жизни, против логики сюжета и правды характеров персонажей.

И напоследок – о взаимодействии Федотова с драматургией. Больная тема, когда речь заходит об изысках современных режиссёров! Собственно, так было всегда. Увлекаясь литературной основой спектакля, режиссёр-постановщик жаждет быть одновременно полностью свободным от «влияния и давления» текста. И постановки Сергея Федотова отличаются порой совершенно неожиданной трактовкой автора пьесы или прозы, взятых за основу спектакля. При том, что Федотов любит ставить произведения и авторов-классиков, и современников «циклами» – скажем, любимых Гоголя, Булгакова, Чехова, Шекспира, Островского. Для России фактически Федотов открыл ирландца Мартина МакДонаха – и поставил в театре «У Моста» все его пьесы, и даже создал международный фестиваль спектаклей по пьесам М. МакДонаха (театр «У Моста» проводил этот фестиваль каждые два года, и в следующем, 2022 году, состоится уже пятый). Так вот. Какими бы неожиданными и, казалось бы, непредсказуемыми, не были сценические трактовки Федотова, взятых им для постановки литературных произведений, Мастера отличает особо трепетное и любовное отношение к автору. Берет ли Сергей Федотов современную пьесу или произведения классической драматургии, но он всегда очень бережно относится к тексту автора.

Какими бы сложными и неожиданными не были постановочные решения, режиссёрские трактовки Федотова, но дух и буква… но буквально каждая буква текста (да простится мне тавтология!) и каждая запятая важны для Федотова в его сценическом высказывании. Потому что он твёрдо стоит вот на чём: в тексте, кроме действующих лиц – героев пьесы, есть ещё два персонажа, два самых главных героя. Это сам автор пьесы. И это его текст. И, сообразуясь с автором, как с важнейшим героем своей постановки, Федотов работает с образом мышления автора и с его текстом как с важными персонажами – но не выходящими на сцену, существующими где-то в запредельном пространстве. Но воплощёнными в действе, во взаимоотношениях персонажей, в актерских рисунках ролей.

 

Валерий Бегунов, театральный критик

Литературно-просветительский публицистический журнал «Клаузура»