Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

03.03.2020

Марина Тимашева о спектакле «Самоубийца» театра «У Моста» на VIII фестивале «CHELoВEK ТЕАТРА» в Челябинске

Марина Тимашева

Марина Тимашева, театральный критик, театровед, журналист. Из обсуждения спектакля «Самоубийца» театра «У Моста» на VIII фестивале «CHELoВEK ТЕАТРА»
 в Челябинске.

Я рада, что посмотрела «Самоубийцу», потому что очень люблю театр «У Моста» и артистов, а здесь увидела всех в очень необычной для себя ситуации. Потому что видела много ваших спектаклей по МакДонаху и по русской классике: Горького, Чехова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина. «Самоубийца» для меня очень неожиданный спектакль.

Я бы назвала жанр «Самоубийцы» не комедией-фарсом, а скорее социальной сатирой. Я до самого конца спектакля получала огромное удовольствие от всего, как это бывает у Федотова, той доскональной вещественной среды, которую он организовывает, от световой партитуры, которую он всегда, совершенно изумительно выстраивает, от того как действуют на сцене замечательные артисты. И все-таки иногда ловила себя на том, что эта пьеса отжила свой век, потому что слишком много здесь социализма, марксизма и тому подобных «измов», о которых современный человек в общем-то уже не имеет никакого представления.

А в самом финале спектакля я вдруг пришла к выводу, что хотя, как будто бы вы играете классически, потому как написано в пьесе, но сделали одну хитроумную, точнее умную штуку. Раньше мне никогда не приходило в голову, что финальная реплика  «Федя Петунин застрелился…» идет прямо в стык с тем, когда Подсекальников говорит: «никому я не причинил никакого зла, я в жизни своей козявки не обидел».  И сразу после этого, прямо внахлест, идёт: «Федя Петунин застрелился и оставил записку - Подсекальников прав, действительно, жить не стоит…». И впервые я поняла этот смысл. Причем это не было, как-то специально подчёркнуто режиссером (я о том, что не было грома с неба, или как-то подчёркнуто театральным светом, чтобы специально привлечь внимание). Однако, получилось так, что в этом именно Подсекальников виноват, что он козявки-то не обидел, но своим вот этим малодушным поведением спровоцировал другого молодого человека на самоубийство и совершенно не факт, что за ним не потянется цепочка таких же.  

Иными словами, сначала я с удовольствием смотрела комедию (мне было хорошо, смешно, интересно, я замечательно себя чувствовала) и мне не казалось, что я увижу что-то новое для себя. Текст и сюжет я знаю хорошо, и мне остается только смотреть за прекрасными артистами, а в финале получилось, что режиссёр и театр сделали для меня определённое открытие.