Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

27.05.2018

Марина Тимашева (фрагмент обсуждения спектакля «Васса» (ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ) театра «У Моста» на Круглом столе критиков в Мелихово)

Декорация превосходна: подробно воспроизведен богатый дом того времени, когда написана первая редакция пьесы. Поражает и фантастическая способность Сергея Павловича вписать декорацию в любую сцену, «встать» в любое пространство и разместиться в нем, как дома. 

Немного музыки в спектакле, но она важна. В самом начале – низкая виолончель. Она настраивает на вязкую, обволакивающую по рукам и ногам атмосферу сгущающегося мрака. 

Сейчас все любят интерактив. Выходит артист на сцену и начинает общаться. Делает вид, что захотелось ему поговорить со зрителем. Зритель делает вид, что в это верит. Фальшивая ситуация. В этом спектакле нет интерактива, но при этом не покидает ощущение отсутствия четвертой стены. Будто случайно начал подглядывать и не смог выбраться, вырваться. Так близко находишься к чужой жизни, что становишься ее частью. 

У Сергея Павловича блестящее чувство юмора, мы знаем это по многим другим спектаклям. Но здесь оно проявляет себя очень сдержанно – как сказано в пьесе: не то время, чтобы смеяться. 

Современный театр часто диктует актеру установку: «Я – не есть мой герой. Я от него отстраняюсь. Я лукавый, озорной, искоса поглядываю на персонажа, иногда иронично, иногда с сарказмом, с ехидством». К сожалению, мало осталось тех, кто умеет не отстраняться от своих героев, для кого они – живые люди. И мало режиссеров, которые умеют разобрать пьесу так, чтобы актерам было легко и удобно в ней расположиться. Здесь я не вижу перед собой артистов, не вижу персонажей, вижу людей. И режиссер вообще как будто не виден, не выпячивает себя. 

А как все про-ра-бо-тано! Например, Васса заходит в комнату и крестится – так и должна сделать именно ЭТА женщина. И то, как она почти не отзывается на фразу о болезни мужа, зато болезненно реагирует на новость о том, что Людмилы ночью не было дома. Важно, как позевывает Семен, когда речь заходит о мучениях отца. Ненавязчиво показано тем самым и отношение его к отцу, и его человеческая суть. Вот Васса говорит Михаилу: «Будь поосторожнее в словах», а зритель считывает подтекст: «Иди убивай, что хочешь делай, только на словах будь осторожным». 

Важнейшая тема: одни работают (Васса, Людмила), другие только сидят по кабакам, играют, развратничают, мечтают о том, как будут торговать иконами или ювелиркой. И вот эти «мечтатели» – все как один – хотят в Москву. Очень современная коллизия. Город, который ничего не производит, гуляет-торгует. 

Этот спектакль не распадается ни на какие эпизоды, части, фрагменты. Он есть единая жизнь человеческого духа, явленная в лицах прекрасных актеров. Настоящий русский психологический ансамблевый театр. Спасибо! 

 

Марина Тимашева, обозреватель Радио «Свобода»