Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

25.02.2023

Людмила Кондратьева (Москва) о спектакле «Зверь»

«Люди не умирают, если их никто не загрызёт. <...> Потому что люди – это люди. Они одни на земле, кто ду­мать умеет». (с) «Зверь» Михаил Гиндин, Владимир Синакевич.

Хотя иногда кажется, что именно человек загрызёт человека, потому что, судя по всему, люди, как раз, – единственный вид на земле, кто лишён способности думать. Так же, как и лишён инстинкта самосохранения и обрекает себя и своё потомство на неминуемую гибель в лучшем случае, а в худшем – на жизнь в невообразимых условиях: в болезнях, голоде, борьбе за выживание. И если сейчас мы смотрим на это как на любимый всеми фантастический сюжет для фильмов и книг, то однажды мы можем оказаться в такой же ужасающей реальности.

16 февраля мне выпала уникальная возможность побывать на легендарном спектакле «Зверь» Пермского театра «У Моста». Премьера этого спектакля состоялась аж в 1989 году, а билеты на него до сих пор отрывают с руками. К счастью, этот феноменальный театр во главе с Сергеем Федотовым иногда приезжает в Москву на гастроли, но попасть туда крайне трудно, на каждом спектакле – аншлаг. Каждая постановка этого театра – настоящее произведение искусства. Каждый спектакль Сергея Федотова имеет неповторимые черты своего авторского стиля. Все персонажи всегда продуманы до мелочей: костюм, тембр голоса, осанка, взгляд, выражение лица, характер, эмоции – всё складывается в аутентичные образы, оживляющие постановки. И совершенно невероятно то, как удалось сделать правдоподобными героев спектакля «Зверь». Сергей Федотов рассказал, что для создания этих образов театр сотрудничал с психиатрической клиникой, и за это время пациенты даже настолько привыкли к гостям, что откладывали для них конфетки. Актёры долго вели наблюдение за пациентами, копируя их движения и речь, доводя образы до совершенства. Вкупе с неряшливыми костюмами, серебристым гримом, мрачными декорациями и тусклым освещением на сцене это выглядит поистине апокалиптично. Даже не думала, что фантастику возможно поставить в театре, чтобы это было так реалистично, мощно, пугающе!

Внимание, сейчас будет спойлер. Итак. Земля, обожжённая ядерным взрывом. Повсюду осколки цивилизации. В поисках других людей скитается семья – Мать, Отец и Дочь. У них дефекты речи и физические несовершенства вследствие влияния радиации. Но в душе они добры, они пытаются видеть красоту и трогательно заботятся друг о друге. Какой-то человек со стеклами на глазах сказал Отцу, что на земле остались ещё люди. И они отправляются на их поиски, ведь Дочери нужно обязательно найти пару. И в один прекрасный день они находят человека, вот только сами того не понимают, поскольку он отличается от них и мышлением, и внешностью. Он ищет «фархи» (записанные сведения о прошлом), питается найденными консервами, не понимает их языка, и радиация не лишила его волосяного покрова. «Зверь» – в ужасе восклицает семья и сажает его на привязь. С течением времени они привязываются к Зверю и даже находят некоторое сходство с собой, хотя очень сильно не хотят это принимать. Но более всех к Зверю привязывается Дочь, которая находит в нем мужчину. Зверь отвечает ей взаимностью. Вот только вся семья по-прежнему продолжает видеть в нём существо другого вида, зверя, и продолжает искать человека в их понимании. Заканчивается всё тем, что поиски приводят их к тому, кого они так искали, даже со стёклами на глазах. Родители счастливы, Дочь со временем адаптируется к Другу, с которым они теперь будут увеличивать население земли своими копиями. А Зверь так и остаётся зверем на привязи, непо?нятым, другим, ненужным, отголоском светлой стороны прошлого. Это внешняя оболочка, общий сюжет очень глубокой многослойной постановки, внутри которой каждый зритель найдёт не только множество символов, но и точки соприкосновения, трогающие душу за живое.

Кто этот человек со стеклами на глазах, символизирующими безоговорочную мудрость? Не та ли самая наука, которая привела землю героев постановки к прогрессу, явившемуся основным фактором бесконечных войн и разрушений, к уничтожению земли и человека как физически, так и духовно? Не та ли наука, которую выбрал Отец в качестве Друга для своей Дочери как лучшую пассию, как нечто вписывающееся в общепринятые рамки? Только эти рамки установлены всё теми же «мудрецами», и это вовсе не означает, что рамки верные. В глубоком детстве я читала апокалиптическую религиозную фантазию Юлии Вознесенской «Путь Кассандры, или Приключения с макаронами», и на обратной стороне книги была цитата откуда-то, мне она очень понравилась, но я не запомнила ни её, ни автора, к сожалению. Смысл заключается в том, что даже если сотня человек скажет одному, что он ненормальный, не факт, что на самом деле этот человек не является единственным нормальным человеком среди сотни ненормальных. Так вышло и со Зверем, которого встретили Отец, Мать и Дочь, так вышло, и когда они испугались, что их ребёнка потом осудят за то, что он не похож на всех. Так сейчас происходит и в обществе, в котором мы живём. И болезнь эта прогрессирует, ведь как гласит пословица: «С кем поведёшься, от того и наберешься», и семья набралась от Друга мерзости и жестокости, забыв не только то тепло и взаимопонимание, которое привнёс в их семью Зверь, но и растеряв все те положительные качества, которыми они обладали с самого начала, уничтожив последнюю надежду на возрождение.
 
В постановке «Зверь» человечество не отдавало отчёт своим действиям, поэтому случилась атомная война. Чудом выжили единицы, и на них возложена колоссальная миссия – осознав ошибки, заново построить этот мир. И тут же возникает сомнение, что у них это получится. А у нас пока есть этот шанс, только воспользуемся мы им? Каждый день я смотрю на всё, что происходит вокруг и хочется кричать: «Остановитесь! Берегите землю! Берегите друг друга, человек человеку – друг!». Но в нашем мире человек человеку – зверь, земля на грани катастрофы, а мы – на пороге неминуемой гибели...

«...Решать нам самим:
Сжечь всё, что создали, до тла
Или оставить другим?»
(с) «Зверь» Михаил Гиндин, Владимир Синакевич

 

Людмила Кондратьева (Москва)