Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

05.12.2019

Люди как звери

Спектакль «Зверь» по В. Синакевичу и М. Гиндину живет на сцене Пермского театра «У Моста» уже без малого 30 лет, он почти ровесник самому театру. Это спектакль-легенда, в свое время принесший заслуженную славу молодому авторскому театру из Перми и его создателю Сергею Федотову. Совсем недавно, в середине ноября, в рамках гастролей «Зверь» был показан в Санкт-Петербурге, где получил огромное количество восторженных отзывов от искушенных театральных зрителей нашей культурной столицы.

Чтобы понять секрет столь долгой жизни спектакля и его неизменной популярности, достаточно его увидеть. Говорят, настоящее искусство нельзя объяснить, его нужно чувствовать. И в этом смысле «Зверь» в постановке Сергея Федотова – настоящий шедевр. Он никого не оставит равнодушным!

Спектакль «Зверь» буквально переворачивает наше привычное восприятие действительности. В начале на сцене появляются странные, неопрятные, отталкивающие создания, больше похожие на пациентов психушки – это последние люди, чудом уцелевшие на Земле после атомной войны. Это семья: Отец, Мать и Дочь, и они ищут других выживших. А точнее, Отец и Мать надеются найти мужчину, который станет мужем для их Дочери, и тогда их род продолжится. Потому что эти нелепые существа сумели не просто выжить после атомной катастрофы, они смогли найти друг друга, создать семью и стать счастливыми даже в этом ужасном мире. И теперь они хотят счастья для своей единственной дочери. Внешнее уродство оказывается прямо пропорционально их внутренней красоте – в их семействе царят любовь и трогательная забота друг о друге. А еще – доброта: встретив страшного и непонятного Зверя, Отец не убивает его, уступив уговорам Дочери, и даже берет с собой в качестве своеобразного домашнего питомца.

Зверь, конечно же, никакой не зверь, а такой же Человек, просто он, судя по всему, принадлежит к иной культуре и другой национальности. Быстро находится то общее, что роднит их всех, в особенности Зверя и Дочь – их внутренняя чистота и стремление к счастью. Их зарождающаяся в этом жутком мире любовь делает эту пару по-настоящему прекрасной. Уродливая и болезненная внешность героев лишь усиливает этот эффект, подчеркивая искренность и естественность их чувства. Но способна ли такая хрупкая любовь перевесить чашу весов, если против нее окажутся традиционные устои человечества, сумевшего уничтожить собственную цивилизацию?

«Зверь» – это вовсе не любовная история в необычных декорациях. Это глубокое философское произведение, которое заставляет зрителя каждой клеточкой пережить вопиющую несправедливость существующего мира, способного даже после атомной катастрофы жить по своим старым законам. Выходя из зала, хочется крикнуть: «Люди, что вы делаете? Посмотрите, во что вы превратили нашу планету и весь наш мир! Остановитесь, пока еще не поздно!»

И вслед за героями пьесы хочется задаться вопросом, который пока так и остается без ответа: неужели правда: не Зверь – урод Человека, а Человек – это урод Зверя?..

 

Ирина Малютина

Журнал «Особая»