26.11.2018
ЛЮБОВНЫЙ КВАРТЕТ
Трехчасовое наваждение в театре «У Моста» опасно для психического здоровья. Это непременно выведет вас из строя, обезоружит, накроет волной отчаяния и утянет на дно вашей спящей души, но с тем же воскресит вас чувствительного и искреннего. И правда, спектакль «Идиот» не для слабонервных, но и не для бессердечных. Найдутся и среди ваших знакомых, кто будет до последнего избегать то, что может растревожить и оставить с мучительным непониманием. Что ж, это значит избегать самого себя.
Спектакль «Идиот» переполнен сердечными муками и человеческими земными страстями, которые затягивают, как губительный водоворот, и оказываются не чуждыми даже такому идеальному герою Льву Мышкину в совершенном исполнении Сергея Мельникова, который фантастическим образом перевоплощается в героя любого возраста, любого типажа. Будь он в главной роли или второстепенной, всегда запоминающийся. В образе Мышкина он очень подвижен и демонстрирует целый спектр переживаний и чувств: от светлой и доброй наивности до душераздирающей боли.
Пришествие Мышкина подобно лакмусовой бумажке. Он индикатор уровня человечности, и кто бы ни встретил его, тот всегда открывает свою настоящую сущность. Безумно одержимый и страстно влюбленный Парфён Рогожин (Владимир Ильин) – простоватый по своей сути и самый искренний из всех мужчин, в первую же встречу с Мышкиным откровенно вспоминает страшные сюжеты избиения отцом, но несчастное детство не сделало его сердце каменным. Оно самое горячее, самое отчаянное, самое честное… «Рубаха-парень» готов поделиться с Мышкиным всем, что у него есть, потому что сразу полюбились христоподобные открытость и человечность.
Поражает Мария Сигаль в роли Настасьи Филипповны. Эта эксцентричная женщина приковывает внимание зрителя с первого эффектного появления и держит его в волнительном напряжении до конца спектакля. Ее образ переполнен необузданной и разрушительной силой. Настасья Филипповна – человек крайностей, и в этом ее беда: если месть, то всеобъемлющая, если вера, то безграничная, если тоска, то омертвляющая.
Рогожин и Настасья Филипповна образуют роковую пару людей, которые идентичны по своей сути. Их столкновение неизбежно ведет к гибели. Два человека, познавших темную страшную сторону жизни, никогда не смогут обрести душевный покой и вернуть свет в свое сердце.
Иное, совсем противоположное слияние происходит на фоне противоречивых страстей: удивительная Виктория Проскурина в роли Аглаи и трепетный Сергей Мельников творят на сцене настоящее волшебство. В теплом и родном для сердца каждого зрителя доме Епанчиных рождается настоящая любовь, где нет места противоречиям и терзаниям, где нет места чужим вторжениям. Атмосферу семейной идиллии создает талантливейшая Марина Шилова в образе матери всех детей Елизаветы Прокофьевны – чуткая, душевная, сердечная женщина.
Но как на каждую Настасью Филипповну найдется свой Рогожин, так и на каждого Мышкина найдется своя Настасья Филипповна. Как оказалось, перед злой силой обиженной гордости даже самые жалостливые слезы непритворной Аглаи не способны вымолить пощады.
Ничего нет странного, что актеры театра, как всегда, подлинны и естественны в своих образах. Особенно хочется отметить молодую Светлану Коренкову в роли Варвары, сестры Гаврилы Иволгина (Егор Дроздов), с цепким нравом и уверенным стремлением к созданию точного образа. А также разительно повеселил зрителей Леурдо Вячеслав своим сумасшедшим отставным генералом Ардалионом Иволгиным.
Достоевский, без сомнений, страшная болезнь, от которой нет прививки, но которой мучительно отрадно болеть, как и театром «У Моста», где появляешься одним человеком, а уходишь совершенно другим.
Татаурова Ольга