08.03.2023
Кристофер Мехоун и все-все-все
О чёрной комедии Джона Синга, ирландском герое и победе человеколюбия в постановке Пермского театра «У Моста».
В середине февраля в центре «На Страстном» давали «Ирландского героя – гордость Запада» Джона Синга.
Пьесу поставил уже знакомый московскому зрителю режиссёр Сергей Федотов. Знакомый не потому, что его мистический театр «У Моста» часто приезжает в столицу со спектаклями (только в прошлом месяце играли «Женитьбу» Гоголя), а потому что именно Федотов подарил русской сцене особую Ирландию. Несколько лет назад он начал проводить в Перми Международный фестиваль Мартина МакДонаха (того самого ирландца, который в 2017 году снял по собственному сценарию «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»), чем увлёк множество театральных коллективов и зрителей.
Что же до «древнеирландской комедии» (таков подзаголовок спектакля) Джона Синга, то она вполне вписывается в концепцию особой Ирландии на русской сцене. Во-первых, это чёрная комедия из народного быта. Во-вторых, хоть пьеса и была написана в 1907 году в пору надежд на возрождение кельтских традиций, звучит она современно. Поскольку кроме основной темы – рождение героя из молвы, затрагивает более важную проблему – взаимоотношение отцов и детей.
Сюжет не типичен. Всё начинается в небольшом ирландском кабачке. К слову сказать, сценография весьма сдержанная – деревянные лавки, столы, прилавок, глиняная и медная посуда, серо-коричневые тона, но именно этот минимализм удачно передаёт быт ирландской глубинки. Пегин Майк (Анастасия Перова), дочь кабатчика Майкла Джеймса Флейерти (Владимир Ильин), остаётся в эту ночь одна в пивнушке. Поскольку папаша планирует пойти с приятелями на похороны и как следует проводить усопшего, девушка переживает, как бы с ней не случилось чего. Ведь места здесь глухие, а на людей полагаться не приходится. Проведать её, а заодно понудить о предстоящей женитьбе приходит богобоязненный и трусоватый фермер Шоон Кью (Василий Скиданов). Он рассказывает Пегин о том, как они заживут, когда святой отец наконец-то благословит их брак. Впрочем, бойкая Пегин, а Анастасия Перова играет эдакую напористую и крикливую девицу, робкого Шоона Кью всерьёз не воспринимает. Она, кажется, вообще не планирует выходить замуж. Однако именно в эту ночь всё меняется.
Некто по имени Кристофер Мехоун (Вильдан Валиев) стучится в дверь кабачка. Завсегдатаи и Пегин перепуганы, никак перед ними лихой человек. И действительно, вскоре выясняется, что Кристофер не просто бродяга, а самый настоящий преступник. Он убил родного отца. Казалось бы, любые нормальные люди в этой ситуации должны бежать за полицейским. Но семейство Флейерти, а также мелкие выпивохи Джимми Фэррел (Александр Шаманов) и Филли Каллин (Сергей Филькин) реагируют на новость своеобразно – они восхищаются Мехоуном. Кабатчик тут же нанимает Кристофера в помощники, ведь, по его мнению, человеку, убившему собственного папашу, любая работа по плечу, и уж кто-кто, а он-то сможет тёмной ночью позаботиться о Пегин. Да и сама Пегин постепенно влюбляется в Мехоуна. И только Шоон Кью выражает робкие опасения. Но разумные слова, как и вся его скромная фигура, на собравшихся впечатления не производят. Собственно, так и рождается герой Кристофер. Однако тут нужно пояснить, почему его называют гордостью Запада. Дело в том, что во времена написания пьесы (сейчас этот момент не очень хорошо считывается) к западному миру относили конкретную область Ирландии, там сохранился самобытный уклад, особые традиции и, по ощущениям, полная непросвещенность. Поэтому и авторский сарказм понятен.
Постепенно слава Кристофера растёт, и на него приходят посмотреть вдова Куин (Ирина Молянова), недавно пристукнувшая своего благоверного. Впрочем, изумительную игру Моляновой, как и Перовой, стоит отметить отдельно. Вдова в её исполнении – матерая бабища, способная скрутить любого. Собственно, она и пытается завлечь Кристофера всеми правдами и неправдами, ставя себя и его в неловкие положения. Но сквозь ладно скроенный комедийный образ проглядывает обычная женщина, одинокая и тоскующая. Впрочем, утонченный Вильдан Валиев (а его Кристофер – домашний долговязый мальчик, впервые столкнувшийся с невзгодами большой жизни) постоянно выскальзывает из её напористых объятий.
Хороши и актёры массовки, если так можно сказать в случае этой камерной пьесы. Анастасия Леднёва, Милена Хмылова, Виктория Андросова и Татьяна Голендухина сбиваются в стайку восхищённых юных девушек, которые то и дело пытаются привлечь внимание Кристофера, бегают за ним и неумело кокетничают. Но именно поэтому их дурацкие смешки и ужимки выглядят естественно и забавно. Хороши и два знатных выпивохи (Сергей Филькин и Александр Шаманов).
Впрочем, вскоре фарс превращается в трагедию. В кабачке неожиданно появляется старик Мехоун (восхитительный Илья Бабошин за короткое время пьесы сумел показать эволюцию своего персонажа от глубокой ненависти к сыну до всепрощающей любви).
Не буду рассказывать, чем всё кончается. Скажу лишь, что в определённый момент зритель поддаётся игре и тоже начинает верить в то, что говорит молва. И чем больше Кристофер расцветает и заливает, а женская половина им восхищается, тем меньше остаётся сомнений в том, что всё завершится для него плохо.
В первые секунды появления старика Мехоуна я даже подумала, что перед нами некто потусторонний (настолько проклинающим и злобным он выглядел), вроде, тени отца Гамлета, из-за которой сейчас-то и разыграется знакомая трагедия, но с ирландским оттенком. Однако, к моему удивлению, сюжет свернул совсем в иную сторону. И финал вышел по-человечески растерянным, когда одни участники конфликта не поняли ничего, а другие поняли слишком много.
Но сочувствуешь в итоге всем: обманувшейся в любви гордячке Пегин, одинокой вдове Куин, мямле Шоону Кью, старому брюзге Мехоуну и чуть было не совершившему реальное преступление Кристоферу...
Алёна Бондарева
Портал «RaraAvis» (Москва)