Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

10.10.2023

Красивая история о некрасивом поэте

7 октября на сцене Пермского театра «У Моста» состоялась премьера романтической комедии «Сирано де Бержерак» по  пьесе Эдмона Ростана. Выход новой постановки Сергея Федотова был приурочен к 35-летию со дня основания театра – именно в этот день театр «У Моста» отметил свой юбилей. Премьера стала своеобразным подарком всем поклонникам этого театра. 

Пьеса Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак», написанная в 1897 году, является классикой французской и мировой драматургии, а имя её главного персонажа давно стало нарицательным. В основе пьесы лежит обросшая всевозможными мифами и легендами судьба реального драматурга, поэта и философа ХVII века, служившего в королевской гвардии. Согласно легендам, исторический Сирано де Бержерак обладал не только необычайной остротой мысли и шпаги, но и огромным уродливым носом. Этот факт прочно закрепился за литературным образом Сирано де Бержерака и стал его неотъемлемой частью, во многом определив характер и поступки персонажа.

Для знатоков и ценителей театра одной из главных интриг предстоящей премьеры стала загадка – кого из актёров театра «У Моста» выберет режиссёр на столь яркую и харизматичную роль? Во Франции, к примеру, в одной из театральных постановок Сирано де Бержерака играл великолепный Жан-Поль Бельмондо, а в наиболее известной кинематографической версии пьесы этого героя на экране воплотил колоритный Жерар Депардье. Но Сергей Федотов, как всегда, сломал все стереотипы, доверив роль уродливого внешне персонажа молодому и весьма симпатичному актёру Артёму Пицыку. 

Артём Пицык не новичок в театре «У Моста». Обладая яркой и необычной внешностью, он сразу же запомнился по нескольким второстепенным ролям и стал узнаваем зрителями. И вот наконец этот, на мой взгляд, весьма многообещающий актёр получил свою первую большую главную роль в спектакле «Сирано де Бержерак». Для этого образа актёру пришлось немного изменить внешность при помощи накладного увеличенного носа, что, впрочем, отнюдь не превратило его в урода. Однако идея оказалась удачной, и образ персонажа вполне сложился с очевидным режиссёрским замыслом: внешнее безобразие Сирано слишком преувеличено безжалостной молвой! Беда в том, что он сам безоговорочно верит в своё уродство, и эта искренняя вера определяет его отношение к окружающим, в том числе и к прекрасной даме Роксане: Красавица не может полюбить Чудовище!     

Актёрскую работу Артёма Пицыка в роли Сирано я бы назвала очень удачной: его герой с первой же секунды своего эффектного появления постоянно удерживал на себе всё внимание зрительного зала. В образе Сирано актёром мастерски отражена причудливая смесь безудержной смелости и отваги с трогательной душевной чувствительностью и безнадёжной тоской по несбыточной любви. По мере развития действия и раскрытия образа персонажа, зритель все больше симпатизирует ему и поневоле начинает ощущать весь трагизм столь низкой самооценки Сирано, приведшей его к добровольному отказу от борьбы за своё личное счастье с прекрасной возлюбленной. Пожалуй, есть в этом образе даже что-то от другого хрестоматийного персонажа мировой классической литературы – «идиота» князя Мышкина…

Среди других особенно удачных актёрских работ хочется отметить Анастасию Леднёву в роли Роксаны и Илью Бабошина в весьма необычном образе вельможи графа де Гиша. Вообще в этой зрелищной костюмной постановке в духе мушкетёрских романов Александра Дюма многие актёры театра «У Моста» предстают в самых невообразимых амплуа, и наблюдать за их перевоплощением на сцене – одно удовольствие.

Режиссёр Сергей Федотов определил жанр своей постановки как романтическую комедию, и в ней действительно много юмора. Однако за внешней лёгкой приключенческой фабулой таится немало глубоких философских подтекстов: об истинном благородстве, о чести, о настоящей бескорыстной любви и о самопожертвовании ради самого дорогого человека.

Впрочем, ответ на главный вопрос этой изящной романтической истории – что более достойно любви   человеке, внешняя красота или красота души? – совершенно очевиден. Только к ответу в процессе просмотра спектакля зритель приходит не разумом, а собственным сердцем, которое, как известно, никогда не обманывает.

 

Ирина Малютина

Портал журнала «Особая»