02.02.2022
Короткий сказ о том, почему любить классику трудно. А не полюбить – невозможно. По крайней мере, после пьес Горького
- Главная »
- Новости »
- 2022 »
- Короткий сказ о том, почему любить классику трудно. А не полюбить – невозможно. По крайней мере, после пьес Горького
Вот смотрела я спектакль и диву давалась. Горький жил и творил, кожей своей чувствовал, что существует уже в том веке, когда традиция рушилась. И он принял это. Более того, Горький стал голосом данного надлома, самым беспощадным и бесподобным стилистом слов и судеб, вершимых прямо у него на глазах. Ткачем-писателем, трудоголиком-драматургом гуманизма, прославляя тяжести и невзгоды изменений, ведущих к чему-то, как ему казалось, непременно доблестному и светлому.
Но Горький никогда не забывал, что стоит за своими трудами и наградами, падениями и (предчувствуя?) обвинениями в конъюнктурщине. В первую очередь он был и оставался для самого себя человеком. Да, именно человеком. И потому он провозглашал и проповедовал в своих творениях к нахождению в каждом такого же человека. Но не абы какого. По его мнению, пока люди сопротивляются текущему мгновению, они – живые. Поэтому Горький, будучи певцом революции новодела-времени, всегда делал что-то глубоко впаянное в вечные темы.
Ведь идея спектакля «Мещане», если подумать, крайне давняя. Несоразмерность и противоборство поколений. Молодых и старых, консерваторов и новаторов. Примеры есть, и, стоит ли говорить, образцовые. У Островского в «Грозе» или у Тургенева в «Отцах и детях». Да и сильно задолго после «Мещан» Горького. Вновь проявившись, например, в вампиловском «Старшем сыне». И я знаю, давно в театр «У Моста» хожу. Федотов сам вдоль и поперек «вкусил» и «испробовал» эту тематику в своих спектаклях.
Но, видимо, есть вещи из раза в раз повторяющиеся, но в каждом произведении, в каждой последующей постановке приобретающие что-то. Не то чтобы новое. Следует быть аккуратным в словах. Ведь новое можно трактовать и как новодел. Откуп моде, подданничество влияниям сиюминутностей нашей эпохи. Нет, у Федотова, как и Горького, новое приобретает оттенок, отыгрыш куда более глубокого смысла. Новое в настоящем искусстве всегда вместе с ним сберегает, контрабандой проносит что-то из прошлого. Поэтому отыгрываясь на наших глазах, любая постановка «У Моста» приобретает оттиск, монограмму, которые можно описать исключительно словом «своё». В слове «своё» ведь нет вещей старых, как бы сказал птичник из «Мещан», «подержанных». А что тогда есть?
По Федотову в каждой его постановке, в каждом её прочтении, есть и будет жить Классика. Классика с большой буквы. Но классика, которая становится своей. Неистребимая, навсегда запавшая в сердце. Только тогда, когда проявишь известное усилие. Вечно далёкая, она встаёт перед тобой во всей ослепительной красе. Стоит только всмотреться, вслушаться. Не зазубрить прилежным отличником, а впитать в себя, а значит и полюбить. Ведь заученное забывается, а вот то, что любишь, несёшь в сердце до самого победного конца. Театр «У Моста» учит добрым, но строгим учителем заметить нечто незыблемое. То, что дорого. Дороже сАмого дорогого. Говорит, что классику можно и нужно делать классически. Но подразумевая при этом, что её следует прочувствовать. Не в раболепстве, но трудоёмкой человечности уважения. И всё той же никогда неподдельной искренности любви.
Но раз уж постулировала о своём, так и давай то, что твоя собственная душа сама прочувствовала и полюбила. Поэтому отмечу несколько особенно пронзивших меня образов. Самым запоминающимся персонажем стал Тетерев в исполнении Владимира Ильина. Рубленная, безэмоциональная, чуть ли не аутичная речь героя. И в то же время, внезапно пронзающая своей безаппеляционной искренностью. Бессознательно воспринимаемая в минорно-амбивалентной ноте. Когда вдруг, смеясь сквозь слёзы, внезапно понимаешь – именно он острее всех чувствует происходящее… Да только держит слишком глубоко в себе. Перемалывает обиду, печаль или гнев, но настолько внутри, что на поверхность выползет лишь монотонный возглас типа: «Нет, не беспокойтесь. Я не считаю вас предметом одушевленным».
На контрасте с ним проявляется глава Бессемёновых (Александр Шаманов). Вечно во внешних ссорах и дрязгах, криках и потрясании рук, внутри отец семейства давно зачерствел, закостенел в собственных убеждениях. Не принимающий другого, не рассматривающий иную точку зрения. В душе он сам-то давно пуст, хоть шаром покати. Я не скажу за всю Одессу. Тем более подруга, которая видела этого героя в исполнении Валерия Митина, сказала, что ревела на репликах этого актёра. И лишь вскользь отмечу, как в театре важно личное мнение и каждая отдельная постановка. Сама я начала уже давно зрительскую слежку за диалогами персонажей между полюбившимися мне актёрами. Поэтому для меня отдельный праздник – увидеть, как на сцене переплетаются в диалоге Александр Шаманов и Владимир Ильин. В «Палачах» ли, где герои постановки – заклятые враги. Или во «Времени ведьм», где они – не разлей вода друзья. Или в «Мещанах», где у Горького всё как всегда «ой, как не просто».
Также отдельно от данного симбиоза, нельзя не отметить чудаковатого «птичника» Ильи Бабошина. Вообще странненькие герои, будь то всё у того же Горького в пьесе «На дне» или у Островского в «Грозе», – фишка актёра. Умеет он играть в разных тональностях, сооружать кристалл, имя которому отдельно взятая человеческая душа. Некую преломляющуюся радугой в луче актёрской игры многогранность образа-персонажа.
И, конечно же, ещё одним абзацем следует вставить гран-при моего сердца. Ведь играть страдалицу-женщину в русской классике крайне нелегко. И как филигранно выстраивает свою работу Марина Шилова. Это не ужасающий тиран Кабанихи или Вассы Железновой, опять же Островского и Горького. Но раболепная, опускающаяся до просьб и причитаний, сломленная в служении перед мужем и детьми. Ни много ни мало, жалкая, именно доживающая свой век, Акулина Ивановна. Смотришь на любого персонажа в исполнении актрис и поистине понимаешь избитое выражение «вывернуться наизнанку».
Но за отдельными героями, их особенным сочленением, конфигурацией лиц и предметов в постановке, всегда видишь нечто общее, а именно атмосферу спектакля. Этим-то в итоге и славен театр «У Моста». А это отнюдь не чёрт с рожками да копытами, но именно чудо нахождения, более глубокого, и в данном контексте трудоёмкого, желаемого каждым чувства. Театр «У Моста» приближает к долгоиграющей, но потому и трудоёмкой любви. Он приоткрывает нам возможность полюбить Классику. Как любит её сам Федотов. Даёт всем нам Классику, которая снова живёт в трепещущей современности бьющегося сердца зрителя.
Мария Лумпова