25.03.2019
Как разбиваются мечты
Классика – это когда все известно наперед: сюжет, развязка и реплики, давно уже ставшие цитатами. И, несмотря на это, произведение все равно хочется перечитать или пересмотреть. И главная ее ценность – не пожалеешь, что потратил время.
Так произошло с комедией «Ревизор», которая вновь, спустя 10 лет, вернулась в репертуар театра «У Моста». Во время спектакля почти машинально отмечаешь фразы, которыми и сегодня многие часто пользуются, давно позабыв про источник. «Александр Македонский – герой, но зачем же стулья ломать», «Умный человек – или пьяница, или рожу такую состроит», «С Пушкиным на дружеской ноге», «Унтер-офицерша сама себя высекла», «Больной не успеет войти в лазарет, как уже здоров». Не говоря уже о самом известном: «Я пригласил вас, господа…».
Казалось бы, зрителями такого спектакля захотят стать лишь учащиеся образовательных учреждений, которым куда приятнее будет познакомиться с произведением из школьной программы, посмотрев его, не прочитав. Тем более что читать пьесу – тот еще труд. Однако в театре опять аншлаг и нет ни одного свободного места, и среди зрителей – ни одного подростка.
Театр «У Моста» гордится тем, что здесь еще ни разу не переиначили и не осовременили ни одну классическую постановку. Костюмы в «Ревизоре» сшиты по фасону первой половины XIX века, текст – абсолютно Гоголевский. По мере развития событий становилось очевидней, что и чиновники одинаковы во все времена.
Неизвестно, наворачивались ли слезы на глазах у жалостливых дамочек XIX века, когда на сцене несчастный городничий, осознав весь ужас своего положения, восклицал: «Вот смотрите, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий»! Да и старались ли тогда актеры вызывать сочувствие публики к градоначальникам? Но городничий Валерия Митина сделал все, чтобы зрители увидели в герое не алчного чиновника, который «мошенников над мошенниками обманывал».
Перед публикой предстал уже немолодой и очень несчастный человек, у которого только что, на глазах у всего города, разбилась хрустальная мечта – быть генералом и жить в Петербурге.
Впрочем, и Хлестаков в постановке Сергея Федотова не совсем классический. Он тоже безудержный мечтатель, который не замечает, на какой уровень вранья моментально взлетает, увлекшись сочинительством. Он, скорее, сам жертва обмана. Если все вокруг говорят, что ты гений, заглядывают в рот и, едва намекнешь, дают денег в долг, то мало у кого не возникнет стойкое ощущение избранности.
В общем, куда ни глянь, везде выходит, что и чиновник бывает человеком. Впрочем, это наваждение заканчивается ровно в тот момент, когда зритель выходит на сияющие чистым, нетронутым льдом улицы весенней Перми, и вспоминает, что чистить улицы от снега или хотя бы посыпать их противогололедной смесью – прямая обязанность одного из таких Ляпкиных-Тяпкиных, Держиморд и Добчинских.
Инесса Суворова
«Российская газета»