25.02.2024
Иудушка Головлёв и другие
Посмотрела в любимом театре обновлённую версию потрясающего спектакля Сергея Федотова «Головлёвы». Салтыков-Щедрин, русская классика, пронзительная история трагедии одной семьи. Наглядная иллюстрация того, что родных по-настоящему узнаёшь только тогда, когда приходится делить с ними наследство. Впрочем, в семье Головлёвых делить нажитое семейное добро начали задолго до смерти родителей.
Эту постановку я уже видела в дни её премьеры, но в совершенно другом актёрском составе. В этот раз зрителей ждал сюрприз – роль Арины Петровны, матери семейства Головлёвых, сыграла замечательная актриса Анастасия Муратова. Лично я запомнила её по роли Настасьи Филипповны в спектакле «Идиот». В этот раз актриса, несколько лет назад блестяще воплотившая на сцене роковую рыжеволосую красавицу, предстала в образе жестокой старухи, причём не менее шедеврально. Её героиня – сильная волевая женщина, которая буквально запретила себе испытывать простые человеческие чувства. Признаюсь – некоторые сцены, особенно с умирающим Степаном, вызвали на глазах слёзы...
Второй яркий персонаж – это, конечно, Иудушка, и тут во всей красе развернулся Илья Бабошин. Это совершенно его роль! Впрочем, у этого актёра все роли, кажется, «его». Но Иудушка Головлев – это нечто, это надо видеть, это надо прочувствовать! Начисто лишённый нравственного стержня, невыносимо мерзкий, приторно лживый персонаж, который, тем не менее, на людях смотрится весьма убедительным и здраво рассуждающим.
Вообще прочувствовать, пропустить через свою собственную душу надо весь спектакль. Я полностью согласна с мыслью, что спектаклей столько, сколько зрителей его смотрят. У каждого из нас герои на сцене вызывают СВОИ ассоциации, СВОИ эмоции, СВОИ воспоминания.
Лично для меня «Головлевы» – это спектакль, после которого хочется помолчать. Я не увидела здесь очищающего душу финала. Трагедия Головлёвых продолжается и сегодня, в наши дни – в тысячах исковерканных человеческих судеб, когда ради материального благополучия семьи или ради личного обогащения приносится в жертву любовь к родным и близким. И это так страшно!
Особенно пронзительно это ощущается в самом финале, когда на сцену выходит целая шеренга «мёртвых» персонажей в белых одеждах, среди которых мы видим и Арину Петровну с убиенным младенцем на руках. Этот мертвый невинный младенец – финальный, но самый громкий аккорд спектакля, расставляющий все последние смысловые точки над i.
Ирина Малютина