29.06.2022
История человеческой души, или «Безрукий из Спокэна»
Наверное, каждый уважающий себя житель Перми, претендующий на звание «культурного», знает точно: в театре «У Моста» ставят МакДонаха – известного ирландского драматурга, режиссёра, автора ряда уже культовых кинофильмов. МакДонаха ставили и в МХТ им. А.П. Чехова, и в Гоголь-центре, и в «Сатириконе». Однако поистине уникальным творчество ирландца становится у нас в Перми благодаря постановкам Сергея Федотова.
Именно Федотова называют первооткрывателем МакДонаха в российском театре: всё началось с постановки «Сиротливого Запада», затем – череда успешных спектаклей по другим пьесам ирландца, и как квинтэссенция – организация полноценного фестиваля, который с 2014 года, безусловно, обрёл мировую известность. А секрет успеха сложен и в то же время прост: если многие режиссёры видят в МакДонахе черноту и злободневность, то Федотов смотрит глубже и видит человеческую душу, загнанную в черноту и злободневность. И сам МакДонах ведь тоже о душе, о гуманизме, о какой-то надежде.
В репертуаре «У Моста» 8 пьес МакДонаха, и все они определены по-разному: грустная комедия «Красавица из Линэна» и тут же мрачная комедия «Череп из Коннемары», а соседствует с ними настоящая ирландская комедия «Калека с Инишмана». Из всех этих определений, несомненно, одно немного выбивается – психологический коМикс «Безрукий из Спокэна».
И постановка представляет собой действительно завораживающую психологическую историю, не лишённую мрачной и грустной комедии, детективной составляющей и даже боевика.
Зритель знакомится с историей Кармайкла (Владимир Ильин), жителя провинциального Спокэна, который на протяжении 27 лет пытается найти свою руку. И это вовсе не гоголевский мистицизм, нет, здесь история окрашивается иными красками. Кармайкл Владимира Ильина такой прямолинейный и суровый, что лёгкая дрожь пробирает изнутри, когда он начинает говорить.
Герой останавливается в отеле «Тарлингтон» небольшого американского городка. Цель поездки всё та же, что и 27 лет подряд – поиск пропавшей при загадочных обстоятельствах руки. И на этом пути Кармайклу помогают и в то же время мешают колоритные персонажи: «крутой» портье, он же оператор, он же выполняющий все обязанности в отеле, Марвин в исполнении Ростислава Самусева; типичная до невозможности блондинка Мэрилин, специально наделённая всеми клише девушки с таким цветом волос (Анастасия Леднёва), а также афроамериканец Тоби, её бойфренд (Вильдан Валиев).
Грозный Кармайкл оставляет Тоби и Мэрилин прикованными к батарее, а сам отправляется к ним домой на поиски своей руки, которой, конечно же, там нет. Большая часть первого действия похожа на гиперболизированный сюр, в котором частично обездвиженные герои пытаются спасти свою жизнь. В эту забавную игру вступает и Марвин, который при первом взгляде на бедную парочку не поспешил им помочь, а напротив, решил, что сейчас самое время на безумные танцы (в прямом смысле этого слова). И здесь зрителю открывается жуткая и абсурдная картина: герои пытаются выжить в условиях небольшой комнатки отеля с разбросанными вокруг отрезанными руками под безумство портье и нарочито весёлое музыкальное сопровождение лучших американских песен.
Все герои в чём-то порочны и несуразны, однако их истории постепенно раскрываются, и зритель проникается к ним сочувствием: Тоби не простой торговец марихуаной, а парень, мечтающий о лучшем будущем для себя и своей возлюбленной, Мэрилин способна к сопереживанию, Марвин до ужаса одинок, а сам Кармайкл ищет свою руку просто потому что она «его». Не все способны понять такой порыв однорукого:
– Но, видишь ли, если ты даже вернёшь её себе, ты ведь всё равно не сможешь ею воспользоваться. Так ведь? Например, не сможешь рисовать ею.
– Знаю. Но, понимаешь… она моя. Моя.
В конце пути нет традиционно счастливого конца. У Кармайкла внезапно не появляется полностью здоровая и функционирующая рука, да ему это и не нужно. Рядом с ним находятся бывшие незнакомцы, герои этой сумасшедшей истории, и он садится на свой чемодан с руками и смотрит вдаль. Что он там видит? Перестанет ли он искать свою руку? И станет ли Марвин его настоящим другом? Финал открыт, поэтому зритель волен сам ответить на эти вопросы и задать себе другие.
За грубостью речи, жестокостью поступков и громкостью выстрелов стоит человеческое одиночество и чувство непомерной справедливости. Это история о том, что у нас внутри. И что смирившись с самим собой, мы можем стать лучше, обрести спокойствие.
Валерия Симпатова