07.03.2021
Интервью Сергея Федотова газете «CHEL_ФЕСТ». Выпуск №7 от 03.03.21
– В чем для Вас режиссерская смелость или даже дерзость?
С.Ф. Ставить автора – это сейчас самое смелое и дерзкое, что может быть в работе режиссёра. Современное режиссёрское прочтение – вот что сейчас модно. Я никогда не осовремениваю классику и ставлю именно автора, сохраняя лучшие традиции русского психологического театра.
– Что важнее: эмоциональный или рациональный отклик зрителя (приоритетно)?
С.Ф. Это составляющие единого целого. Невозможно понять спектакль, если его не прочувствовать. В первую очередь зритель чувствует историю, которую рассказывают автор, режиссёр и актёры. А потом возникают размышления о собственной жизни, а иногда и желание что-то изменить.
Зритель должен уметь думать. И это первоочередная задача театра – научить зрителя думать, чтобы каждый уходил со спектакля с какой-то своей мыслью, с личным ощущением от пережитого. Очень важно, чтобы зритель хотел снова и снова возвращаться на один и тот же спектакль и открывать в нём для себя что-то новое.
– Можете ли назвать «открытие», которое изменило представление о театре/отношение к театру? (из режиссерской практики или просто из жизни)
С.Ф. В первую очередь – книга Михаила Чехова о технике актёра. Прочитав её в институте, я понял, что это мой идеал, что я так же вижу театр. Чехов говорил о том, что главной в спектакле является атмосфера. Спектакль не может быть без атмосферы, как человек не может быть без души.
Затем были постановки Анатолия Эфроса и Ежи Гротовского. Я был на репетициях Анатолия Эфроса в Москве и внимательно наблюдал, как он потрясающе выстраивал взаимоотношения персонажей, его метод называли «петелька-крючочек». Я понял, что Эфрос никогда не объясняет актёрам подробно, что они должны делать. Он просто показывал, говорил «Вот так надо!», и его внутренний импульс неожиданно разворачивался в артисте. Казалось бы, актёры разговаривают, и вроде ничего особенного не происходит, однако именно это затягивает зрителя. Спектакли Эфроса напоминали какой-то магический ритуал.
Система Ежи Гротовского – для меня тоже очень значимая школа. Я специально ездил в Польшу в центр Гротовского. Его театр – это театр некоего экстремального погружения в себя, ситуации на грани жизни и смерти, на грани сумасшествия. Артисты Ежи Гротовского до невероятной степени выкладывались на сцене и уходили сначала в себя, а затем, через себя – в общее пространство спектакля.
Сочетание таких практик и позволило мне создать уникальный мистический театр «У Моста», который позволяет актёрам и зрителям вместе существовать в каком-то ином магическом пространстве.
– «Считаю, что пик виртуозности на сцене …»
С.Ф. Жить и чувствовать, а не играть.
– Случились ли какие-то переосмысления за время «пандемического затишья»? Изменилось ли что-то в театре после этого периода? (возможно, какие-то новшества, другие формы и пр.)
С.Ф. Это был ещё один этап нашей жизни, который должны были преодолеть все вместе. И мы это сделали! После того, как мы были вынуждены отменить спектакли, репетиции продолжались. Мы тут же приступили к репетициям новых постановок – «Поле» (Джон Б. Кин), «Энергичные люди» (В.Шукшин), «Мещане» (М.Горький). Репетировали сразу на трёх площадках театра.
Но когда театр отправили на карантин, это немного выбило из колеи. Я быстро сориентировался и сказал, что мы продолжим работу. Так появилась идея онлайн-репетиций. Не знал, что у нас из этого получится, поскольку в эфире постоянно должно были присутствовать 35 человек. Но мы быстро освоили подобный вариант репетиций, потому что в обычной жизни из-за постоянных выездов на гастроли и фестивали мы можем репетировать в гостинице, в поезде, в автобусе и даже на вокзале или в аэропорту.
Формат онлайн-репетиций, конечно, очень необычный, сложный и совсем не театральный. Не хватало живого общения, сцены «под ногами». Но мы передавали свою энергию друг другу через всемирную паутину Интернета. И даже находясь перед экранами мониторов, чувствовали друг друга и продолжали шаманить и творить новые миры. Такие же онлайн-репетиции проводили и студенты моего актёрского курса ПГИК. Там в эфире трудились 16 человек.
Но театра, конечно не хватало. Там наш магический мир, наша мистическая атмосфера, которые создавались годами. Не хватало живого общения со зрителями, которые, как и актёры, отдают собственную энергию при просмотре спектакля. И появляется тот самый мост между актёрами и зрителями, создавая уникальную энергетику спектакля.
В период самоизоляции мы организовали онлайн-показы 29 спектаклей и 5 документальных фильмов о театре «У Моста», выпустили 20 серий онлайн-репетиций. За 2,5 месяца самоизоляции онлайн-показы собрали более 1 миллиона 670 тысяч просмотров на интернет-ресурсах театра. За период карантина театр провел пять интерактивных конкурсов, в которых приняли участие более 600 зрителей.
Кроме того, за период изоляции подготовили три премьеры, над которыми работа началась ещё до закрытия театров: «Поле» Джона Б. Кина, «Энергичные люди» В. Шукшина и «Мещане» М. Горького. 15 июня показали онлайн-премьеру спектакля «Мещане» М. Горького. Впервые в России театр «У Моста» в прямом эфире представил премьерную постановку, подготовленную дистанционно в процессе онлайн-репетиций.
16 июня состоялась российская премьера пьесы «Поле» ирландца Джона Б. Кина. 17 июня – премьера советской комедии «Энергичные люди» Василия Шукшина. Сейчас эти спектакли плотно вошли в репертуар театра.
Всё это время мы ни на минуту не теряли связи с нашими зрителями и продолжали делиться с ними своей энергией. Наши онлайн-показы спектаклей и репетиций смотрели по всему миру. Мы получали огромное количество отзывов – из тех стран, где мы были на гастролях и от тех зарубежных театров, которые побывали у нас на Фестивале МакДонаха. Прошедший период мистическим образом показал, что ничто не заменит реального общения, магии человеческой энергетики.
– Как Вам кажется, современный зритель – он какой? А каков «ваш» зритель?
С.Ф. Зрителя нельзя обмануть. Если он чувствует ложь, то ничто не заставит его досмотреть спектакль до конца. Зритель театра «У Моста» чуткий, внимательный, знает, зачем он приходит на наши спектакли, знает, что выйдет от нас с новыми чувствами, которые заденут струны его души.
– Какая фраза или цитата Вам ближе всего по духу, лучше всего характеризует Вас?
С.Ф. Учиться! Учиться! Учиться!
– Расскажите, пожалуйста, неожиданный факт, которого нет ни в одном анонсе, о спектакле, который покажете на «Человеке театра».
С.Ф. Перед каждым спектаклем «Мачеха Саманишвили» мы обязательно пьём грузинское вино «Киндзмараули».
Беседовала Елена Плишкина
Из биографии Мастера.
Родился в 1961 г., окончил Пермский государственный институт искусств (ПГИИ), режиссёрское отделение, в 1983 г. и был распределён в город Нытву Пермской области. Сумел за короткий срок создать молодёжную театральную студию. И уже чрез месяц весь город заговорил о новом театре.
Созданная студия стала «генеральной репетицией» будущего театра «У Моста». Именно здесь начались художественные эксперименты и поиски собственного режиссёрского языка. Очень скоро оригинальные постановки Федотова стали известны не только в Перми. В 1984-1986 гг. он проходил службу в армии на Дальнем Востоке, где организовал первый в России солдатский театр.
По окончании службы получил приглашение на работу в ПГИИ в качестве преподавателя на режиссёрский факультет.
В 1988 г. создал в Перми свой театр на площадке ДК телефонного завода. Название театр получил из-за расположения рядом с Камским мостом. Постепенно название театра «У Моста» обрело символическое значение, связанное с художественной концепцией театра. Постановки Федотова называют мостом между реальными потусторонним, бытовым и мистическим, сознательным и бессознательным.
Первой постановкой стал «Мандат» Николая Эрдмана. А день премьеры, 7 октября 1988 г., – его днём рождения. В 1989 г. Федотовым поставлены спектакли: «Жаворонок» Жана Ануя, «Бдым» Злотникова, «Дракон» Шварца и ставший знаковым для тетара спектакль «Зверь» Гинлина и Синакевича, где зародилась новая манера игры актёров. Но Всероссийском фестивале «Рампа Дружбы 1990» в Тюмени спектакль получил Гран-при.
В 1991 г. на сцене «У Моста» появляется спектакль «Панночка», который в настоящее время носит название повести Н.В. Гоголя «Вий», по мотивам которой он создан. Спектакль, идущий более 30 лет, сыгранный около 3000 раз, стал для театра настоящим символом.
В том же году театр вместе со статусом городского получает собственное здание (Куйбышева, 11), которое вновь оказывается по соседству с Камским мостом. На новой сцене сыграли премьеру – «Женитьбу» Н.В. Гоголя. Широкая известность театра началась именно с цикла гоголевских постановок.
На фестивале «Волшебная Кулиса» Сергей Федотов по итогам 1998 г. признан лучшим режиссёром Прикамья.
В 1999 г. театр выпустил спектакли по произведениям М. Булгакова «Мастер и Маргарита» и «Зойкина квартира», а в 2005 – «собачье сердце».
В 2004 г. Сергей Федотов впервые в Росси поставил «Сиротливый Запад» М. МакДонаха. Позднее театра «У Моста» выпустил все его 8 пьес.
Весной 2004 г. Федотов признан лучшим режиссёром года в Чехии и награждён Чешской национальной премией.
В 2008 г. спектакль «Сиротливый Запад» показан на фестивале «Золотая Маска».
В 2010 г. театр стал лауреатом «Золотой Маски» за спектакль «Калека с Инишмана».
В 2014 г. театр «У Моста» получил главный приз фестиваля «Золотой Витязь» за спектакль «На дне» М. Горького.
В 2014 г. театр «У Моста» организовал первый в мире Международный фестиваль Мартина МакДонаха. В 2016, 2018 и 2020 гг.. прошли II, III и IV фестивали.
В 2020 году театр получил Гран-при фестиваля «Золотая провинции» в Пензе за спектакль «Мачеха Саманишвили».
Сергей Федотов поставил на сцене своего театра более 50 спектаклей. В мае 2004 г. указом президента России ему присвоено почётное звание «Заслуженный артист России».
Газета «CHEL_ФЕСТ». Выпуск №7 от 03.03.21