Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

17.11.2023

Иногда они возвращаются…

В длинных коридорах загадочного закулисья мистического театра «У Моста» есть огромные запертые шкафы, где хранятся старые декорации спектаклей, давно снятых с репертуара. Сотрудники театра рассказывают, что по ночам оттуда порой доносится отчетливый стук – это забытые спектакли просятся на сцену. Судя по всему, иногда им удаётся достучаться до художественного руководителя театра Сергея Федотова, и тогда он возвращает спектакли к жизни.

11 и 12 ноября на сцене театра «У Моста» вновь показали спектакль «Собачье сердце». Эта сценическая интерпретация знаменитой повести Михаила Булгакова была создана Сергеем Федотовым почти 20 лет назад – премьера состоялась в декабре 2005 года. Обновлённый спектакль вернулся с триумфом: на всех показах в зрительном зале не было свободных мест, а в конце зал аплодировал стоя.  

Гениальные произведения Михаила Булгакова имеют свою непростую, уникальную судьбу. Повесть «Собачье сердце», написанная в 1925 году, была долгое время запрещена к публикации и увидела свет только в 1987 году. Вышедший вскоре двухсерийный фильм «Собачье сердце» сразу снискал всенародную любовь и молниеносно разлетелся на цитаты, а его главные герои профессор Преображенский и Шариков превратились в полноценные мемы, активно живущие в интернете и по сей день.

Впрочем, такая популярность кинематографической версии литературного первоисточника часто мешает зрителям адекватно воспринимать театральную постановку произведения: поневоле начинаешь сравнивать актёров на сцене с давно полюбившимися героями фильма. Но режиссёр Сергей Федотов не побоялся конкуренции с кинематографическим шедевром и смело предложил зрителям свою человеческую комедию «Собачье сердце».

Восстановленный спектакль имеет два актёрских состава. Мне довелось оценить вариант, где профессора Преображенского играл Илья Бабошин, доктора Борменталя – Артём Пицык, а Шарикова во всех его ипостасях, включая беспородного пса Шарика, исполнил молодой актёр Виталий Швец. В другом  составе Шарикова играет Василий Скиданов, и я смело могу предположить, что столь колоритный персонаж в исполнении этого актёра – отдельный шедевр, ради которого не грех посмотреть спектакль ещё раз. Впрочем, Шариков-Швец меня тоже вполне устроил.

Режиссёр Сергей Федотов неоднократно говорил, что ради вживания в образ его актёры не только досконально изучают авторский текст и историческую эпоху, в которой происходит действие, но даже репетируют в соответствующих локациях: на ирландском острове, в средневековом замке или в психбольнице. Если у актёра Виталия Швеца нет своей собаки, то совершенно очевидно, что для исполнения роли Шарика ему пришлось внедряться в семью, где собака есть. Иначе просто невозможно объяснить совершенно собачьи повадки актёра в сценах, где он играет пса Шарика – утверждаю это со знанием дела как опытный собаковладелец с многолетним стажем. Лично для меня смотреть на игру перевоплотившегося в пса Швеца было сплошным удовольствием: настолько точно им были подмечены и ухвачены всевозможные, почти незаметные нюансы собачьего поведения, что хотелось прямо-таки подойти и дружески потрепать Шарика за загривок, а то и вовсе чмокнуть во влажный нос. И это при том, что для молодого актёра Виталия Швеца это одна из первых главных ролей на сцене театра «У Моста».

Ещё один достойный внимания молодой актёр в «Собачьем сердце» – Артём Пицык в роли Борменталя. Великолепное исполнение Сирано де Бержерака в недавней одноимённой премьере подтвердило, что актёр вполне дорос до больших сложных ролей, а колоритная внешность Пицыка придала его герою, скромному и интеллигентному доктору Борменталю, особую прелесть. На мой субъективный взгляд, Артём Пицык в обозримом будущем способен превратиться в полноценную «звезду», на чьи спектакли будут специально приходить восторженные поклонницы. Но не будем торопить события – время покажет.

Илья Бабошин в образе профессора Преображенского ничем особенно не удивил: актёр одинаково превосходно играет и большие, и маленькие роли практически в любом амплуа, от забулдыги-пьяницы до рафинированного аристократа голубых кровей. Как ему это удается – уму непостижимо, но этот факт подтверждается снова и снова каждой новой ролью актёра. Профессор Преображенский в этом смысле не стал исключением – можно просто смотреть на великолепную игру Бабошина и наслаждаться зрелищем.

Спектакль «Собачье сердце» изобилует и актёрскими мини-шедеврами, ибо, как известно, нет маленьких ролей, а в театре «У Моста» все актёры изначально большие. Помимо Екатерины Пономарёвой в роли Дарьи Петровны и Татьяны Улановской, играющей Зину, знатно отличилась и сорвала овации зала Алёна Войтенко со своим крошечным персонажем – пациенткой профессора Преображенского. Также запомнилась прекрасная, но совершенно отчаявшаяся Машинисточка Анастасии Леднёвой. Зато такой потенциально интересный герой, как Швондер, напротив, как-то совершенно затерялся среди других персонажей и не оставил после себя практически никаких впечатлений.

Михаил Булгаков обладал не только писательским талантом, но ещё и несомненным даром предвидения. Не удивительно, что его фантастическая повесть «Собачье сердце» сразу была запрещена: слишком отчётливо звучала в ней остроумная сатира на окружающую советскую действительность. Булгаков уже тогда прекрасно видел, чем может обернуться появление во власти таких недочеловеков, как Шариков. К чему это привело на самом деле, мы сегодня прекрасно знаем из учебников истории.

Многие режиссёры, которые ставили на сцене или в кино произведения Булгакова, рассказывали о совершенно невероятных, порой необъяснимых событиях, которые происходили с ними в процессе работы над спектаклем или фильмом по Булгакову. Мистический шлейф следует за писателем и его бессмертными творениями до сих пор. Эта магия витает и в театре «У Моста», и почувствовать её способен каждый, кто придёт на комедию «Собачье сердце».

Проведя почти три часа вместе с героями спектакля и вдоволь насмеявшись, под конец точно так же, как профессор Преображенский и доктор Борменталь, начинаешь испытывать пугающее бессилие перед ничтожной тварью, ощутившей своё могущество и безнаказанность, а когда моральное чудовище наконец нейтрализовано – наступает несказанное облегчение.

Ну а если вы верите в мистику, тогда после просмотра спектакля вам станет совершенно ясно, почему старые декорации к спектаклю «Собачье сердце» так настойчиво стучали в запертые двери шкафа и просили вернуть их на сцену…

 

Ирина Малютина

Портал журнала «Особая»