Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

06.12.2022

И снова – ирландец МакДонах в Перми

В Перми в начале октября прошёл Пятый Международный фестиваль спектаклей по пьесам Мартина МакДонаха, придуманный Сергеем Федотовым и организованный его уникальным театром «У Моста». Фестиваль был наполнен горячим, проникновенным общением коллег и друзей. Потому что, послушная Сергею Федотову муза театра Мельпомена созвала в пермский театр «У Моста» множество замечательных людей. А у театра Сергея Федотова – знаковое, «говорящее» название. Театр – мост между реальным, абсурдно перекрученным миром – и безграничным миром чувств, воображения, игры, мистических ощущений. На этом «мосту» мы не расстаёмся, а встречаемся. Разные, непохожие. И несколько фестивальных дней живём общей, маленькой, но необычайно насыщенной особой жизнью. И горящий взгляд замечательного Сергея Федотова, придумавшего этот фестиваль, и лица актёров созданного им чудесного театра «У Моста» мы видим теперь только на совместных фотографиях в интернете, в соцсетях. Но финал удивительного, уникального театрального фестиваля – не церемония закрытия и награждений. О, нет! Финал – как пролог к следующей встрече – это череда бесконечных прощаний друг с другом. Объятия, сияющие взоры – через зал, через фойе, через сквер, по которому шли к отелю, и через холл отеля. Глаза в глаза, плечо к плечу, ладонь в ладони, рука на плече нового знакомца-друга-коллеги. Разноязыкая речь. Взаимный перевод с языка на язык. Недоговоренные фразы. Обмен визитными карточками, телефонами, интернет-контактами, адресами почт – в коридорах, на фуршете, в лифтах. Последние совместные перекуры на пятачке перед театром, под березами, у стен каланчи старой краснокирпичной пожарки. И здесь же – вдогонку фестивалю: снова обсуждения увиденного, скрещивание мнений, впечатлений, договаривание того, что не договорилось или не пришло на ум в обсуждениях.

Перед выходом из театра Сергей Федотов и кто-то из участников, упершись указательными пальцами в грудь друг друга, то ли никак не допрощаются, то ли сообщают о своих трактовках какой-либо пьесы МакДонаха. В отеле, в лифте, готовые отъехать восвояси ночными рейсами в противоположные концы Евразии, фестивальщики, застревая между чемоданами и сумками, сообщают друг другу о внезапных озарениях и открытиях, смутно зарождавшихся в душе во время просмотров… но вот именно сейчас, среди предотъездной суеты, вдруг оформившиеся и выплеснувшиеся то длинными, то рублеными формулировками… И эти вот «столь долгие прощания» – это истинный финал фестиваля. «Открытый финал». Не завершение того, что было, а предвкушение того, что грядёт.

Традиционно перед началом фестиваля, по центру Перми, по древней Биармии лихо прошло «Шествие рыжих», завершившееся у стен театра. Афиша фестиваля включала в себя такие спектакли: «Очень-очень-очень тёмная история» – МХТ им. А.П. Чехова; «Королева красоты из Линэна» – Минский областной драмтеатр (Молодечно, Беларусь); «Королева красоты из Линэйна» – Новосибирский областной театр кукол (Новосибирск); «Калека с острова Инишмаан» – Республиканский театр белорусской драматургии (Минск, Беларусь); «Билли с острова Инишмаан» – Кинешемский драматический театр им. А.Н. Островского; «Человек-подушка» – театр «Кот» (Воронеж); «Человек-подушка» – Государственный академический русский театр драмы им. М. Горького акимата гор. Астаны (Казахстан); «Палачи» – Новокузнецкий драматический театр (Новокузнецк); «Сиротливый Запад», молодёжная рок-драма – Акмолинский областной русский драматический театр (Кокшетау, Казахстан).

А открывал фестиваль театр «У Моста» – спектаклем «Ирландский герой – гордость Запада» по Джону Сингу (а он, как известно, «предтеча Мартина МакДонаха», и многие мотивы и принципы сюжетосложения МакДонах перенял у Дж. Синга и по-своему развил. А внеконкурсная программа дополнила фестиваль спектаклями театра «У Моста» по пьесам М. МакДонаха. В какой-то мере они задавали планку фестивалю уровнем режиссуры и оригинальностью, точностью и глубиной прочтения драматургии ирландца.

Как видим, пьесы МакДонаха были представлены в самых разных постановочных манерах и даже театром кукол. Это как раз здорово! Чем больше театров обращается к пьесам МакДонаха – тем больше открывается в нём неожиданных мотивов и образных иносказаний о наших днях. Кстати, неудивительно и то, что дважды были представлены «Королева красоты» и «Калека с Инишмана» – это, пожалуй, самые трепетные, проникновенные пьесы МакДонаха, пронизанные нежной любовью автора к персонажам. Понятно и то, почему были две постановки по «Человеку-подушке» – это самая загадочна, самая «абсурдистская» пьеса в творчестве ирландца.

Придумав и проводя этот международный фестиваль, Сергей Федотов, между прочим, осуществляет не только важную программу в культуре. Этот фестиваль, в общем-то, важное государственное дело. Театральный фестиваль по пьесам Мартина МакДонаха помогает устанавливать и укреплять связи между людьми театра, искусства, культуры и между народами разных стран, поверх границ, противоречий, разногласий. Потому что противоречия, разногласия – это вещи преходящие, временные. А мирное со-жительство на нашей маленькой планете, поиск взаимопонимания и сотрудничества – это дело постоянное. Это – необходимость и неизбежность. И фестиваль, придуманный Сергеем Федотовым и проводимый театром «У Моста», при поддержке властей Перми и Пермского края, – вносит свою весомую лепту в это дело международного сотрудничества. Да, свою роль играют и столицы. Но и такие региональные крупные центры, как Пермь, могут внести свой весомый вклад.

Почему все же Мартин МакДонах? Потому что этот современный драматург точно ухватывает проблемы наших дней. Остро, честно и непредвзято их отражает – и его сюжеты, его произведения внятно прочитываются театрами и режиссёрами разных стран. Но не случайно такой фестиваль возник именно у нас, в России. В персонажах МакДонаха, в их поступках, в поведении есть нечто такое, что необычайно близко и понятно нам, нашим зрителям, нашим театрам. Сергей Федотов первым это разглядел. В своих странностях, в своей непредсказуемости поведения макдонаховские персонажи чем-то очень родственны тем, кого мы видим вокруг себя, с кем сталкиваемся и общаемся каждый день. В небольших городах России. В российских селах. На окраинах и в предместьях больших российских городов. Это порой трудно сформулировать в точных определениях. Но эту родственность парадоксальности именно нашей, российской жизни, чутко ощутил и первым показал Сергей Федотов. А затем и те, кто вслед за ним стал у нас ставить спектакли по пьесам МакДонаха. Эту родственность и понятную близость ощущают и наши зрители.

Конечно, огромный интерес у гостей и участников фестиваля (и неизменно – у пермских зрителей) вызвали спектакли театра «У Моста», в режиссуре и сценографии Сергея Федотова – первооткрывателя для российской сцены драматургии МакДонаха. Он нашёл свой «ключик» к творчеству ирландца. Подробные, реалистичные декорации с включением в них подлинных предметов и вещей из Ирландии. Точная, тонкая, до каждого нюанса выверенная режиссура и актёрская игра – в традициях русского реалистического психологического театра. И всё же, при всей точности отражения национальной специфики, пьесы МакДонаха – и вслед за ними спектакли Федотова – совсем не «бытовые истории». Это, скорее, бытийные притчи. Федотов «угадал», почувствовал, передал особенность драматургического письма МакДонаха: его пьесы – не натуралистичные слепки с жизни (при всей точности ситуаций, характеров, мотиваций). Пьесы МакДонаха – поэтически условный и обобщённый образ нашего мира, людского сообщества. Поэтизм художественного мышления ирландцев, корнями уходящий в древние мистерии, саги и сказания, – пропитывает творчество Мартина МакДонаха (хотя этот драматург давно уже живёт как «человек мира»). И этот корневой поэтизм древних мистерий, который лежит и в основе театрального искусства, передаёт в своих спектаклях по МакДонаху Сергей Федотов.

Программа фестиваля была насыщена разнообразными творческими лабораториями – фестиваль своеобразная «короткая школа взаимной учёбы. Ежедневно работала Мастерская-лаборатория театральной критики «Передвижники» Ольги Галаховой. Прошли мастер-класс «Свободный актер» режиссёра Георгия Долмазяна и творческая встреча «Постигая автора. Технология пути» режиссёра Валерия Анисенко. Кстати, все руководители этих лабораторий-мастер-классов были и членами жюри фестиваля. А оно в этом году было необычайно авторитетным и весомым! Все регалии и звания членов жюри перечислять не буду – очень много места займёт! Просто назову замечательных коллег – дружных, дружелюбных, корректных и доброжелательных. Председатель жюри – режиссёр и педагог Виктор Шрайман (Нижний Новгород) – кукольники это имя произносят с придыханием и особым пиететом. Театроведы и театральные критики Ольга Галахова, Марина Тимашева, Ксения Стольная (все из Москвы), Дина Давлетшина (Уфа), театральный критик Елена Ильина (Екатеринбург). Театровед и филолог Вера Шамина (Казань), знаток творчества М. Мак/Донаха. Ну, и аз грешный… А ещё режиссёры Владимир Анисенко (Минск), Владимир Берзин и Георгий Долмазян (оба из Москвы). И Чун Дон Хи – режиссёр из Сеула (Республика Корея). Понятно, что при таком жюри каждое обсуждение спектаклей превращалось в маленький, но многотемный и глубокий  «культурологический симпозиум».   

Пятый международный фестиваль спектаклей по пьесам ирландца Мартина МакДонаха в Перми, в театре «У Моста» Сергея Федотова закончился – а мысли о нём не отпускают. Причём, не получается удерживать себя в спокойном, рассудительном, аналитическом размышлении о фестивале, о его спектаклях, о постановках Сергея Федотова и его театра по пьесам МакДонаха. Хочется рассказывать об увиденном, о фестивальных впечатлениях темпераментно, азартно «пылая чувствами»… потому что фестиваль – дело как раз очень азартное, энергичное. Я бы даже сказал – довольно бурное и буйное. Как бы ни обуздывали Сергей Федотов и вся его команда, занимавшаяся фестивалем, свои чувства и свой темперамент, чтобы ничего не упустить, предусмотреть все случайности и шероховатости, чтобы подготовка фестиваля, его организация и проведение прошли без сучка и задоринки и всё сработало, как хорошо отлаженный и продуманный механизм, – но энергия организаторов фестиваля становится мощной энергетикой фестиваля. И потому такой авторитет у этого фестиваля в театральной среде и у зрителей. Потому всё больше заявок поступает от желающих участвовать в фестивале. И потому, едва попрощавшись с очередным фестивалем по пьесам МакДонаха, уже в тайном нетерпении ждёшь следующего.

…«Послевкусие фестиваля». Оно и в том, что театр «У Моста» через день после фестиваля отправился на новые гастроли – и там, на гастролях, будут непременные, заинтересованные вопросы о фестивале. Это «фестивальное послевкусие» и в том, что удивительным образом на рейсе в Москву оказалась не только часть жюри и те, кто летел через Москву транзитом (кто в Беларусь, кто в Поволжье) – но и сам Сергей Федотов. Сидим за столиками в кафешке, и видим сначала отражение Федотова, перемещающееся из витрины в витрину магазинчиков зала вылета. А потом – вот и он сам, «в живом плане». Радость встречи – как после тысячелетней разлуки. Подсаживается к нам – и снова разговоры о фестивале, о спектаклях, о трактовках пьес, о том, как каждый видит и понимает пьесы МакДонаха и постановки по ним, мини-лекции… как аналитические мини-спичи самого Федотова… Разговор перескакивает на воспоминания-сравнения с драматургией и сценариями прошлых лет и десятилетий, на впечатления от увиденных в прежние времена грандиозных фильмах и постановках, о великих режиссёрах и актёрах, потом «перебегаем» к обсуждению классики, а от неё – скачок к современной прозе и драматургии. А от них – снова к МакДонаху и фестивалю, к событиям окружающей жизни, перетряхивающим наш современный мир, а от этого – снова к МакДонаху. Особое «безумие» – это горячее, дружеское, профессиональное и человеческое, сердечное, душевное, интеллектуальное общение.

Но не «безумным» ли делом занимаемся мы? Воображённый мир на сцене – образ мира здешнего, реального, и мира «нездешнего», безграничного! Физиология телесности – превращаемая в волшебном, мистическом пространстве сцены в возвышенное, чувственное и философское познание мира и самих себя, именно что в откровения и прозрения о мире и о себе. Актёры на сцене – как бы и не они сами, а те, кого придумал драматург. Но не шизофрения это, не раздвоения сознания, не «биполярное расстройство» психики. А общение сцены и зала вот в том самом взаимном самопознании жизни, судеб, Судьбы, Провидения, парадоксальных движений ума и сердца… и актёры – последняя «инстанция донесения истины» зрителю.

…А потом – по самолётам и поездам. И – «до новых встреч, до новых встреч!» А впечатление «открытого» и многообещающего финала, как обещания, удерживается памятью о показанном в последний день фестиваля спектакле Акмолинского областного русского драматического театра (Кокшетау, Казахстан) – молодёжная рок-драма по пьесе М. МакДонаха «Сиротливый Запад». Ярчайшее музыкально-драматическое действо. Потрясающее, сногсшибательное обаяние артистов – особенно исполнителей двух главных ролей – враждующих братьев. Трепетность отношения к судьбам персонажей. Режиссёрская, актёрская, музыкальная, пластическая линии постановки, ироническая интонация, слившиеся в напряжённый, оголенный нерв сценического высказывания о жизни. Два брата, вечная тема… Каин и Авель… и множество других аналогов в древних сказаниях, преданиях, мистериях и священных притчах… но эти двое братьев не уничтожили друг друга, а сумели прийти к согласию, к примирению. Пусть на время. Но сумели. И может быть, это примирение не будет временным…

Почему же сразу начинаешь мечтать о новой встрече с фестивалем? Два года живешь предвкушением ярких сценических потрясений и встреч со знакомыми и ещё не знакомыми театрами. Выдающийся мастер, режиссёр Сергей Федотов стал не просто первооткрывателем для России пьес ирландца М. МакДонаха. Но и лучшим их интерпретатором. Удивительное творческое родство! Потому едешь на фестиваль в Пермь как в другую, короткую, но необычайно насыщенную, особенную жизнь. Несмотря на нынешние противоречивые и непростые времена (а когда же они были проще?!) театр «У Моста» снова собирает на фестиваль МакДонаха театры со всей России и из зарубежья, – поверх границ, отчуждений, политических нескладух – искусство театра по-прежнему сближает и сдруживает. Свою, неповторимую лепту вносят в это Сергей Федотов, его театр «У Моста» и пермский фестиваль.

А вот как подведены итоги 5-го Международного театрального фестиваля по пьесам Мартина МакДонаха:

- Гран-при – «Калека с острова Инишмаан», Республиканский театр белорусской драматургии. Режиссёр – Александр Гарцуев

- За лучшую режиссуру – Ярослав Рахманин, спектакль «Палачи», Новокузнецкий драматический театр

- За лучший актёрский ансамбль – «Ирландский герой – гордость Запада», театр «У Моста». Режиссура и сценография – Сергей Федотов

- За лучшую мужскую роль – Калека Билли – Артём Курень, Республиканский театр белорусской драматургии. «Калека с острова Инишмаан». Режиссёр – Александр Гарцуев

- За лучшую женскую роль – Мэг Фолан – Елена Рахмангулова, Минский областной драматический театр. «Королева красоты из Линэна». Режиссёр-постановщик – Валерий Анисенко

- За лучшую мужскую роль второго плана – Малыш Бобби – Максим Брагинец, Республиканский театр белорусской драматургии. «Калека с острова Инишмаа». Режиссёр – Александр Гарцуев

- За лучшую женскую роль второго плана – Вдова Куин – Ирина Молянова, театр «У Моста». «Ирландский герой – гордость Запада». Режиссура и сценография – Сергей Федотов

- За лучшее музыкальное решение в спектакле – «Сиротливый Запад», Акмолинский областной русский драматический театр. Инсценировка и постановка – Шамиль Дыйканбаев

Специальные дипломы жюри:

- За самобытное прочтение авторского текста – «Королева красоты из Линэна», Минский областной драматический театр. Режиссёр-постановщик – Валерий Анисенко

- За яркую форму и глубину содержания – «Человек-подушка», Государственный академический русский театр драмы им. М. Горького. Режиссёр и художник-постановщик – Игорь Седин

- Максиму Цепелеву, автору и исполнителю песен в спектакле «Билли с острова Инишмаан», Кинешемский драматический театр им. А.Н. Островского. Режиссёр-постановщик, художник-постановщик – Вахтанг Харчилава

- Илье Бабошину за роль старика Мехоуна – «Ирландский герой – гордость Запада», театр «У Моста». Режиссура и сценография – Сергей Федотов

- Марии Новиченко за роль Морин Фолан – «Красавица из Линэна», театр «У Моста». Режиссура и сценография – Сергей Федотов

- Александру Коробову за роль Сида Армфилда – «Палачи», Новокузнецкий драматический театр. Режиссёр – Ярослав Рахманин

- Наталье Курлыковой за роль Ширли Уэйд – «Палачи», Новокузнецкий драматический театр. Режиссёр – Ярослав Рахмани

- За актёрский дуэт Вален – Коулмэн – Жэке-Батыр Камен – Мадияр Жакып – «Сиротливый Запад», Акмолинский областной русский драматический театр. Инсценировка и постановка – Шамиль Дыйканбаев

 

Валерий Бегунов, театральный критик

Портал RUSNEWSDAY.RU