22.01.2019
Готическая пьеса «Мефистофель»
Театр «У Моста» вновь удивляет зрителя премьерой, гостеприимно открывая двери в мистический мир, созданный американским драматургом Доном Нигро в готической пьесе «Мефистофель».
Действие спектакля разворачивается в Лондоне, в 19 веке. Жизнь трех сестер, прекрасных актрис театра «Лицеум», резко меняется, когда в жизни младшей из них – Кэтлин, вновь появляется некто Николас. Тот самый молодой человек «из детства», что жил по соседству. «Призрак прошлого» начинает преследовать героиню, пытаясь овладеть ее разумом, сердцем и волей. Его голос проникает в ее разум, неизбежно запутывая мысли, а холод его призрачного присутствия рождает необузданный страх, наполняя холодеющим ужасом каждую клеточку ее тела и жизни. И вот, его дыхание уже сквозит в каждом ее робком шаге и бравирующем жесте, а его тень мелькает в уголках ее смеющихся губ…
Он – воплощение ее детских страхов и девичьих смятений, искушений и навязчивых тревог, настоящей боли и щемящего стыда. Да он – «настоящий» Сатана! И, казалось бы, не существует такой силы, которая способна остановить его и противостоять безграничному злу… Сумеет ли «Мефистофель» заполучить душу юной и светлой Кэтлин?..
«Мефистофель» – это история, в которой иллюзорный, призрачный мир духов оживает и растворяется в реальном, человечном мире. Границы двух миров теряют свои очертания, позволяя выдумке и истине, правде и лжи слиться воедино в общем хаосе, чтобы однажды раз и навсегда расставить все по своим местам. «Мефистофель» – это история не о всесильности зла. Это история о животворящей силе, способной исцелить сердца героев и не позволить червоточинкам, порожденным настоящим злом, произрасти в неискушенных и светлых сердцах – силе Любви.
Сценическое освещение становится одним из самых важных компонентов в обрисовке художественного пространства. Темнота, сползая со сцены, нежно поглощает и обволакивает зрителя, отсекая все лишнее, помогая до конца прочувствовать основной «нерв» спектакля, его смысл – напряженный и натянутый как струна. Трехъярусное пространство воссоздает иллюзию глубины. Cвет, то мерцающий голубой, то искрящийся желтый, акцентирует мизансцены. Запах догорающих свечей погружает зрителя в атмосферу какого-то чарующего магнетизма, заставляя поверить в мистицизм, незамечая искусно внедренных спецэффектов.
Актеры поражают высокой энергетикой и самоотдачей, абсолютным слиянием с персонажем во всем. Особо восхищает исключительная живость игры и мимики Марии Сигаль (Кэтлин Лав), ее способность за одно сценическое мгновение передать целую гамму женских эмоций и чувств. Она то искренне молится о чудесном спасении, создавая впечатление почти неземного и трепетного существа, и тут же – совершенно грубо, не чураясь пошлости, поддается мимолетным искушениям, говорит о низких и постыдных желаниях… Невозможно не отметить точность и выразительность жестов Валерия Митина (режиссер Генри Ирвинг). А игра настоящих «чертей», искрящихся в глазах Ильназа Яруллина (Николас Шофилд), уверенного в том, что он и есть само Зло – Мефистофель, просто поразительна.
«Мефистофель» – это история о бесконечной и вневременной борьбе света и тьмы, борьбе чистоты помыслов и соблазнов и, конечно, о выборе души. Это история о той Силе, которой подвластно изменить ход времени и направления линий судьбы – история об истинной Любви.
Александра Северюхина
Портал «ИнфоМир»