29.03.2018
ГОРЬКИЙ. ФЕДОТОВ. ВАССА.
Так получилось, что день скорби в нашей стране совпал со 150-летним юбилеем Максима Горького. Пермский Театр «У МОСТА», руководимый уникальным художником Сергеем Федотовым, в этот день сыграл в Москве одну из последних своих премьер – спектакль «Васса» (ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ). Мне посчастливилось его увидеть. Признаюсь, что, пожалуй, впервые в своей журналистской жизни я не могу найти адекватные слова, чтобы описать это действо. Можно сказать, что это было талантливо, виртуозно, изумительно, – и все будет правдой! Но не отразит и десятой доли того, что вчера происходило на сцене Театра «Модерн».
Если сделать попытку поверить алгеброй гармонию и воспользоваться театроведческими терминами, то осмелюсь утверждать, что федотовская «Васса» – это высочайшая степень русского психологического театра, особая ступень в познании категории, называемой жизнью человеческого духа. Ну, а положа руку на сердце, иначе как мистикой случившееся не назовешь. Кстати, сам Сергей Федотов, говоря о своем театре, довольно часто употребляет этот, отнюдь, не материалистический термин.
Возникло такое впечатление, что Федотов с помощью каких-то заклинаний или волшебной палочки заколдовал сцену и своих артистов, и они в один миг переместились в иную реальность. И не просто перевоплотились благодаря какой-то актерской технике, а, как в русской сказке, ОБРАТИЛИСЬ в своих героев! Наверное, банально прозвучит, но перед тобой не было ни сцены, ни рампы, ни кулис. Ты вместе с героями обитал в этом инфернальном, погруженном во мрак доме с привидениями и крысами. Не уверен, можно ли назвать то, что делают в этом спектакле федотовские артисты, игрой. Они просто живут, любят, ненавидят, убивают, вешаются, проклинают друг друга… И все же это - игра высшего порядка, невероятного уровня точности, тонкости и пронзительности, объяснить которую, повторяю, я пока не берусь. Признаюсь, что порой во время спектакля по спине бегали мурашки…И еще я убедился в том, что Максим Горький абсолютно современен. Это тоже мистика. Но это факт.
Во всем этом еще предстоит разобраться. Уже очень скоро – 23 мая – состоится встреча с федотовской «Вассой» на Международном театральном фестивале «Мелиховская весна-2018». Тогда-то и попытаюсь сделать подробный разбор. Пока что просто потрясен и напрочь лишен «дара речи»!
Сергей Палыч, Маэстро, не оставляйте стараний, не убирайте ладони со лба!
Павел Подкладов, театральный критик, журналист