13.04.2019
ГОД ТЕАТРА В ПЕРМИ – НАЧАЛО. ТЕАТРАЛЬНЫЙ ОБЗОР А.С.СТАБРОВСКОГО
Нынешний, 2019 год объявлен Годом театра, что говорит о должном отношении государства к актерам и зрителям. Наш город издавна славился своей театральной культурой и разнообразием сценического действа. Об этом и разговор сегодня – скупой, но весомый.
Разговор начнем с театра «У Моста», который осенью 2018 года отметил свой 30-летний юбилей под руководством лауреата Строгановской премии режиссера Сергея Федотова. Этой же осенью театр провел очередной фестиваль МакДонаха, в котором приняли участие разные коллективы, представлявшие десять стран. Победителем стал театральный коллектив из Праги со спектаклем «Палачи».
За полгода театр показал четыре новые премьеры. Одна из них как сюрприз под новый год в постановке С.Федотова. Почти 20 лет театр «У Моста» дарит своим зрителям яркое новогоднее чудо – самый уникальный в мире проект – «Рождественские встречи». На этот раз проект открыл зрителям мистический Лондон XIX века, в котором правит любовь, граничащая с миром тьмы. Готическая пьеса «Мефистофель» Дона Нигро – удивительного американского драматурга. Дьявольская премьера в мистическом театре.
Две другие премьеры – спектакль по пьесе А.Островского «Невольницы», в постановке московского режиссера Владимира Берзина, давнего друга театра. Владимир Берзин не пошел на поводу предыдущих постановок пьес Островского, где непременным атрибутом были самовары, гитары и кринолины с пестрыми шалями…Режиссер намеренно выстраивает условную декорацию, в которой и развивается действие пьесы, усиливая интригу и чувственные переживания героев. Островский здесь представлен совершенно иначе, как некий детективный автор, вносящий новый взгляд на отношения мужчин и женщин, и до конца интригующий в развитии сюжета. Берзин обостряет ситуацию, облачая актеров во вневременные костюмы с одной стороны и вводя контрапунктами мелодии современного американского музыканта Tom Waits, усиливающими и обостряющими психологическое напряжение спектакля.
Иная премьера – оперетта. Труппа серьезно осваивает музыкальное пространство, это далеко не первая постановка такого рода. И, конечно, соответственно имиджу мистического театра здесь много интригующего. Спектакль поставила режиссер из Москвы Алла Чепинога. Она хорошо знает актерский состав труппы и роли были безошибочно распределены. Спектакль получился задорно боевой и лишний раз показал, что двадцатые годы (годы НЭПа) прошлого столетия как никак актуальны и сегодня – об этом мы говорили в разговоре о «Зойкиной квартире». Деньги, деньги, деньги – животная страсть к обогащению довлеет над всеми.
И вот премьера нового 2019 года – «Наводнение» по Замятину. Режиссер – Овлякули Ходжакули (Лондон). Художник – Сергей Федотов.
Спектакль «Наводнение» парадоксален и необычен, он наполнен, казалось бы несовместимыми вещами: сарказмом, иронией, параноидальными танцами и песнями композиторов-авангардистов.
Это спектакль-метаморфозы, спектакль-сновидение. Он о безграничных глубинах человеческой души, о страдании и человеческом бессилии, о страшном и смешном одновременно, когда стихия захлестывает и порождает животные инстинкты, а реальное наводнение отражает наводнение душевное.
Другая долгожданная премьера в театре «У Моста»: Сергей Федотов поставил «Ревизора» Гоголя, автора, давно созвучного театру. Мистика и аполитичность заложены в каждом слове этой комедии, и, несмотря на то, что прошло почти двести лет, актуальность только нарастает. Главный герой – Хлестаков – Сергей Мельников. Созданный им образ мелкого чиновника, мистически чувствующего ситуацию и собеседника, мгновенные его перевоплощения, создающие интригу, раскрыт актером потрясающе – почти три часа он держит зал на нерве…а все остальное, словно вихрь, кружится вокруг.
Как всегда, говоря об этом театре, нельзя не сказать, что «У Моста» теснится в старом здании вот уже тридцать лет, и жизнь требует расширения.
Александр Стабровский
Журнал «Пермское землячество»