06.05.2022
Гнев Федотова в спектакле «Карамазовы»: о премьере в Пермском театре «У Моста»
- Главная »
- Новости »
- 2022 »
- Гнев Федотова в спектакле «Карамазовы»: о премьере в Пермском театре «У Моста»
«Этот спектакль я создавал во гневе», – заявил художественный руководитель Пермского театра «У Моста» Сергей Федотов на премьере спектакля «Карамазовы», созданного в соавторстве с Федором Михайловичем Достоевским.
Почему во гневе? Дело в том, что вдохновили Федотова на постановку, в том числе, многочисленные интерпретаторы творчества великого русского писателя, которые, соревнуясь друг с другом в оригинальности, пытались, как им казалось, переосмыслить Достоевского (а кто-то в своей гордыне, возможно, даже думал о том, что раскрывает замысел писателя), а на самом деле лишь заголялись, как герои его рассказа «Бобок».
Злая ирония… но попытки самовыражаться за счёт Достоевского, вместо того, чтобы дать слово великому писателю, всегда заканчивались для этих культуртрегеров весьма печально. Не они ставят спектакль по роману, а как бы сами перевоплощаются в персонажей Достоевского, выворачивая наизнанку самих себя. И вот перед нами пляшут Голядкины и Лебядкины, тщетно силившиеся внушить нам, что они, по меньшей мере, Смердяковы. В общем, жалкое зрелище.
В этом магия Достоевского, в этом и его урок. В отличие от интерпретаторов классики Федотов занимается совсем другим – он даёт слово самому писателю, а не упражняется в фантазиях по его мотивам. В этом и заключается кредо мастера – герои великой классики, оживают на сцене театра «У Моста», чтобы говорить с нами, в этом и есть суть и смысл мистики театрального искусства.
К сожалению, стоит это признать, в Перми больше нет другого театра, в который вы можете прийти с уверенностью обнаружить на сцене то, что написано в афише. Тем ценнее становится труд Федотова.
Что касается постановки «Карамазовых»: она получилась на удивление целостной – её можно смотреть как тем, кто хорошо знаком с текстом великого романа, так и тем, кто ещё только планирует к нему прикоснуться.
Особенность театрального искусства позволяет в концентрированном режиме передавать некоторые, наиболее важные темы, романа, что в свою очередь позволяет открыть нечто новое, ускользающее во время прочтения.
Что касается тех, кто незнаком с романом, для них открывается широкий простор для воображения – автор постановки предлагает зрителю самому дать ответ на вопрос, кто убил Федора Павловича Карамазова и является ли Смердяков сыном убиенного?
Спектакль продолжается около 3 часов, но смотришь его на одном дыхании, тому способствует великолепная игра актёров, а также великий текст Достоевского, который можно слушать часами напролёт, испытывая неподдельное удовольствие. Ни того ни другого вы не найдете в театрах ориентированных на самоудовлетворение режиссёров, а не на воспроизведение классики. Собственно поэтому, новомодным интерпретаторам и приходится удерживать внимание чем-то другим, например, постельными сценами, желательно гомосексуального характера.
Антон Исаков
Портал «Xronos Media»