Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

27.10.2023

Гастроли театра «У Моста» в Москве. «Юнона и Авось», «Старший сын», «ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ Вассы Железновой»

Некий Р. Ротенберг, известный в определённых кругах, как Йозе Марино, однажды сообщил, что посмотрел по телевизору около 800 матчей КХЛ, так почему он не может быть тренером? И стал им, возглавив самый богатый клуб КХЛ – СКА. А заодно и сборную России по хоккею.

А почему, собственно, нет? Я же гораздо скромнее. Посмотрев 23 спектакля из текущего репертуара театра «У Моста» вовсе не претендую на место Сергея Федотова. Всего лишь пишу о некоторых спектаклях с позиции накопленного опыта.

На этот раз Сергей Федотов привёз в Москву три спектакля. «Юнона и Авось», «Старший сын» и «ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ Вассы Железновой». Если мне не изменяет память, «Юнону» и «Сына» Москва не видела.

«Юнона и Авось»

Посетил ранее одноимённые спектакли в театре им. Ленинского комсомола и в театре Алексея Рыбникова. Сложилось стойкое ощущение, что успех знаменитой рок-оперы у зрителя может быть достигнут только двумя путями: с бешенной харизмой исполнителя главной роли графа Резанова (Николай Караченцов) или с тщательным подбором профессиональных певцов, как сделал это Алексей Рыбников. Причём, вариант самого Рыбникова, который короче Ленкомовского в два раза, показался мне более выигрышным. Ввод в спектакль Марка Захарова Дмитрия Певцова и Виктора Ракова мне показался неудачным. Напомнил ещё одну неравнозначную замену, которая практически похоронила спектакль, когда Олег Леушин в «Комнате Джованни» на Юго-Западе заменил Фарида Тагиева на Евгения Овчинникова.

Оказалось, что есть еще и третий путь. Постановка Сергея Федотова. Илья Бабошин – прекрасный актёр и я рад, что его талант по-настоящему раскрылся в последние годы. Понятно, что его Резанов совершенно не похож на героя Николая Караченцова. Честно говоря, Караченцов играл вовсе не графа Резанова – это был какой-то собирательный образ. Смесь Труффальдино с Бусыгиным и графом де Муи. Однако, до сих мы говорим граф Резанов и понимаем Николай Караченцов, мы говорим Николай Караченцов и понимаем граф Резанов.

Спектакль «У Моста» хорош своей крепкой профессиональной командой. Здесь никто не выделяется, и никто не выпадает. И тут я хочу отдать должное музыкальному руководителю театра Олесе Егоровой. Собрать из разномастной группы такой литой слаженный хор, когда периодически мурашки пробирают до дрожи – это фантастический труд. И дорогого стоит. Очень удачный кастинг актёров. Впрочем, это вообще фишка театра «У Моста». Милена Хмылова, Илья Бабошин, Алексей Улановский, Дмитрий Мурзаев, Анастасия Перова напоминают мне патроны в обойме. Один за всех и все за одного.

«Старший сын»

Очень люблю творчество Александра Вампилова, пусть и не очень богатое. Естественно, читал саму пьесу, написанную в 1967 году, и видел несколько постановок на сценах Москвы. Очень разных по смыслу, хотя герои воспроизводят весь авторский текст без купюр. Сам Вампилов заявил пьесу, как комедию. По мне, это классическая драма. Именно её я увидел в давней одноимённой постановке Константина Богомолова на сцене Табакерки. Пара Бусыгин (Юрий Чурсин) – Сарафанов (Александр Сосновский) для меня эталонный вариант.

Сергей Федотов поставил очень хороший спектакль. Такой добрый ностальгический. Как обычно, на сцене великолепные декорации, убедительно показывающие провинциальное предместье. Весь спектакль на сцене звучит музыка семидесятых. Очень удачно подобранные композиции. Если бы я был суровым театральным критиком, то написал бы, что замечательная песня Юрия Кукина в исполнении Владимира Макарова «За туманом» не могла звучать в квартире Сарафановых. Впервые исполнил он ее только в 1972 году.

В финале постановки семья обнимает самозваного сына, принимая его в свои ряды под песню Александры Пахмутовой – Николая Добронравова «Как молоды мы были». Нет, Александр Градский впервые исполнил ее в 1975.

Но я не театральный критик, поэтому не обратил внимания на эту мелочь. В результате концовка спектакля получилась очень трогательной. И вновь органичны в своих ролях всё те же Илья Бабошин, Дмитрий Мурзаев, Анастасия Перова. Убедительна и Татьяна Улановская в роли Нины.

«ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ Вассы Железновой»

На мой взгляд, это самая сильная постановка из представленных за эти три октябрьских дня. И сам первоисточник Максима Горького я бы сравнил со слитком тяжелого металла. Берёшь в руки, маешь вещь.

Данную постановку Сергея Федотова я вообще отнёс бы к лучшим спектаклям театра «У Моста». Я же упоминал про 23 посещённых спектакля. Мрачная тягучая атмосфера в семье Железновых разбавлена великолепными актёрским работами. На этот раз, хотел бы отметить женскую часть труппы театра.

Обычно мужская составляющая несколько подавляет женскую. Но не в этот раз. Анастасия Леднева (Людмила), Екатерина Пономарёва (Наталья), Анастасия Перова (Анна) и Регина Шнигирь (Васса) выглядят яркими самоцветами на складе забытых вещей старого дома Железновых.

Максим Горький описал мужских персонажей пьесы, как никчемных бездельников и интриганов, не вызывающих ни малейшей симпатии. Ах, как хороши они в своей отвратительности. Павел, буквально купающийся в своем физическом уродстве (Василий Скиданов). Семен, по поведению напоминающий бабочку-однодневку (Алексей Улановский). Похотливый фавн Прохор Железнов (Александр Шаманов). Беспринципный интриган и убийца Михайло Васильев (Илья Бабошин).

В завершении хочу обратиться к Сергею Федотову. Сергей, приезжайте к нам чаще. 

 

Игорь Щёголев (Москва)