13.06.2019
Фрагмент обсуждения спектакля «Калека с Инишмана» театра «У Моста» на фестивале «SAMGAU» (г. Нур-Султан, Казахстан)
- Главная »
- Новости »
- 2019 »
- Фрагмент обсуждения спектакля «Калека с Инишмана» театра «У Моста» на фестивале «SAMGAU» (г. Нур-Султан, Казахстан)
Самое замечательное в спектакле – вы играете очень давно и никак не наиграетесь. Он удивительно свежий. Свежий по чувствам, свежий посылом, интонации сочинены, придуманы, но они совершенно не выглядят таковыми. Актеры как будто забавляются этими интонациями, и ты их перестаешь замечать, нарочито грубый, как высеченный из камня, интонационный рисунок через какое-то время становится абсолютно органичным. И только так они и должны говорить.
Эта история очень опасна тем, как она написана, чуть-чуть влево, и патология, чуть-чуть вправо, и грубость, которая носит антихудожественный характер. А актеры проходят, ведомые режиссером, по очень тонкому лезвию и сохраняют ту высоту художественности, на которую их режиссер поднимает. И это очень ценно, и то, что они существуют свободно во всем этом. Я даже подумала, вот с таким наслаждением, полнотой бытия и внутренней наполненностью персонажи Островского просто пьют чай и гадают в карты, так и здесь актеры с такой полнотой, с такой влюбленностью в предлагаемые обстоятельства существуют. Это вызывает восхищение, и удивление, и радость большую.
Ансамбль, который возникает в спектакле, возникает не просто в людях, понимающих друг друга с полувзгляда, с полувздоха профессиональных актеров. Он возникает в каком-то единстве влюбленности в автора, в единстве мироощущения. Я имею ввиду способ актерского существования. И в этом нет никакого напряжения, натуги, заигранности. Они так преподносят зрителю своих героев и иронизируют над ними. Юмор замечательный в спектакле, грубоватый, как положено у МакДонаха, но нет ничего раздражающего, очень органичный.
Я когда смотрела, думала о том, что слова «быт» и «бытие» вообще-то одного корня. Здесь быт так легко, так органично возводит до бытия человеческого существования, потому что, конечно, у каждого человека есть свой Инишман, иначе он недочеловек. И вот про этот Инишман в душе каждого человека и поставлен спектакль.
Ирландцы за свое католичество веками держатся, и, как говорится, порвут. Я, когда смотрю на ирландцев, вспоминаю старую пословицу «Добро обязательно победит зло, непременно, догонит и зверски убьет». Как и ирландцы за свой католицизм. Тема, поднимаемая МакДонахом, и всегда деликатно решаемая, тема выброшенного в море Священного Писания, Священного Писания, возвращенного морем. Это очень мощная тема, которую не сразу замечаешь.
Сначала заполняет твой взор окошечко подсвеченное. Федотов художник-сценограф любит подсвечивать, да у него и нет спектаклей, в котором какое-либо окошко не было подсвечено. Рассматриваешь индивидуальную роспись декораций, и только потом замечаешь статуэтки Мадонны, эти распятия, как это все постепенно проступает и начинает работать. Как постепенно наступает и проявляется эта внутренняя «настоящесть» этих героев. И актеры ее не имитируют, не играют, они как-то в нее вжились, вросли и им нравится быть на сцене настоящими. Как замечательно защитила свой камень одна тетка, как гениально мыла стол, стул и пол другая тетка.
Когда у нас эпоха то ли попкорна, то ли подделок, то ли химии, которая часто проникает в отношения и в слова, которые все выветриваются и становятся такими пустыми, такая «настоящесть», «насущесть» очень необходимы душе зрителя. Как хлеб наш насущный, то, что по существу жизни, очень дорого, человечески объединено и профессионально.
12.06.2019
Нина Шалимова, доктор искусствоведения, профессор.