Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

03.09.2018

Фестиваль МакДонаха в Перми: Слезы, ненависть и полное исступление

Театр «У Моста» продолжает свой уникальный проект.

В Перми с 1 по 7 октября пройдет III Международный фестиваль Мартина МакДонаха. «Калининград 24» рассказывает, почему многие жители области не упускают возможности побывать там.

Мартин МакДонах – британско-ирландский кинорежиссёр, сценарист, продюсер и драматург. Он первый драматург со времен Шекспира, четыре пьесы которого одновременно шли на сцене Лондонского Королевского театра. Автор семи пьес и постановщик трёх полнометражных кинофильмов – «Залечь на дно в Брюгге» (2008), «Семь психопатов» (2012) и «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» (2017). Лауреат премии «Оскар» в номинации «Лучший короткометражный игровой фильм» («Шестизарядник»).

Пьесы и фильмы МакДонаха отличает особая ирония, кое-где гротескная, а где-то скрытая. Он тонко чувствует природу любого национального характера. Мартин МакДонах пишет истории не только про ирландских жителей. Как талантливый писатель, он вскрывает проблемы современного общества и ставит вечные вопросы, которые актуальны для любого времени и места.

Идея проведения фестиваля принадлежит художественному руководителю театра « У Моста» Сергею Федотову. Возникла она не случайно. Пермский театр «У Моста» –  первооткрыватель МакДонаха в России и единственный в мире театр, в репертуаре которого есть все восемь пьес ирландского драматурга.

На III фестивале МакДонаха пять театров из разных стран представят свое видение знаменитой пьесы «Сиротливый Запад».

В 2016 году призерами II фестиваля МакДонаха стали постановки «Запада» в исполнении шотландского театра «Трон» – Гран-при фестиваля, и диплом лауреата «За лучшую мужскую роль». Главные герои «Сиротливого запада» — два брата, связанные не только взаимными обидами, ненавистью и страстью шантажировать друг друга, но и общей тайной о смерти отца.

По словам Сергея Федотова, – это остропсихологический театр: «Болезненная реалистичность событий и отношений двух братьев, жестокость, замешанная на годах непонимания, тяжелом быте, пустых обидах и убийстве, парадоксальным образом сочетается с острой комедийностью, заставляя зрителей пребывать в экстремальных состояниях».

Энди Арнольд, режиссер постановки «Сиротливого Запада» шотландского театра «Трон», считает, что герои МакДонаха нашли такой отклик у мировой публики, потому что они универсальны. «Проявление жестокости - это скорее метод, изначальный контекст всех его историй. Но едва ли эта жестокость намеренна, осознанна – напротив, героев можно назвать «жестокими поневоле». Их жестокость происходит от постоянного ощущения неустроенности жизни, собственной ущербности, несовершенства, за каждым проявлением жестокости на самом деле не пустота, а чувства, с которыми не может совладать человек, поэтому они и приобретают такую разрушительную форму.

На III фестивале зрителям предоставляется уникальная возможность увидеть «Сиротливый Запад» с разных точек зрения – как смысловых, так и национальных, даже географических – пять театров выбрали эту пьесу для фестивальной заявки.

Иранский Бужнард Арт Театр – взгляд на «Запад» с Востока

Восток – дело тонкое, иранская интерпретация всеми любимой пьесы раскроет знакомый сюжет по-новому. Организаторы фестиваля не первый раз приглашают иранские театры. На втором фестивале это был «Человек-Подушка» театра Nowadays, на этот раз в Перми – иранский «Сиротливый Запад». Удивительно, если вспомнить, что в Иране женщины впервые вышли на сцену в 1917 году. И до сих пор иранцам, занимающимся искусством, приходится иметь дело с ограничениями. Например, актрисы не могут появляться на сцене и в кадре без хиджаба. Нельзя прикасаться к противоположному полу, нельзя оскорблять священные тексты. Но как же они представят нам историю дерущихся и вечно ругающихся братьев, историю соблазнения отца Уэлша жаждущей любви Кэтлин? Творческие люди в Иране овладели особым искусством и научились балансировать между запретами и желанием осуществить задуманное. Запрет на контакт мешает, только когда герой и героиня в эмоциональном объяснении. Но режиссеры обозначают ситуацию так, что вы не заметите, что того объятия или поцелуя, которых вы ждали, не было. Он потянулся ее обнять - тут звонок в дверь, надо бежать… Главное же – страсти, желание любви и боль утраты – передается иранскими актерами удивительно тонко, ведь настоящие любовь и боль поражают в сердце в любой точке планеты.

Альтернативный венгерский театр «Солтис Лайос» – о «Западе» с западе Венгрии

Свои постановки театр из Венгрии обычноиграет на открытом воздухе на различных фестивалях и мероприятиях, но Пермь в октябре не сможет порадовать теплой погодой гостей из Европы. Зато ирландский колорит – промозглый ветер и серый дождь вполне ожидаемы.

Режиссер Петер Иштван Наги относится к этому с юмором: «Быть альтернативной театральной группой всегда нелегко, но мы стараемся сделать все возможное, чтобы достичь театрального идеала, используя все наши силы и опыт. Если мы хотим создать что-то, будь то постановка, или даже просто декорации для постановки, костюмы, или если мы хотим отправиться в тур, мы должны работать над задумкой с кровью, потом и слезами».

Уверены, слез в зале будет немало, ибо постановки венгерского театра, по отзывам зрителей, отличаются высокой эмоциональностью, и история семьи, жаждущей, но не умеющей любить, отзовется в сердцах публики. В Пермь приедут Арнольд Пести, Роланд Брукнер, ЗолтТемези и Виктория Хорват. Венгры называют свой театр – театр-дом, где каждый помогает общему делу по способностям. Сейчас театр, который организовался как любительская студия для молодежи, стал одним из самых интересных театральных явлений в Венгрии.

Впервые на фестивале – грузинский «Открытый театр»

Пусть на фестивале театр и впервые, но работа режиссера Вахтанга Николава хорошо знакома пермскому зрителю. Спектакль режиссера, который работает в Тбилисском русском театре, по произведению Нодара Думбадзе «Зурикела» – один из любимейших у пермяков.

Южный темперамент, мужская энергия – это то, что нужно в пьесах великого ирландца Мартина МакДонаха. Диалоги «Сиротливого Запада», вполне возможно, кажутся грузинам недостаточно эмоциональными – ведь даже поговорить разговор о погоде грузинских «мачо» - это как минимум страсти, эмоции, объятия и возможность конфликта, который затем можно урегулировать за хлебосольным столом. Но не это внешнюю мишуру, не драки и стычки видит главным режиссер – главное все же души героев пьесы МакДонаха. А в душах каждого из четырех персонажей достаточно и боли, и делания любить, и обид, и надежд – и в этом кипящем котле рождаются слова, которыми можно ранить, слезы, которыми приходится залечивать душевные раны. Как любят говорить на фестивале МакДонаха, в каждом из нас немного Ирландии. И в этом смысле Грузинскому театру повезло – пусть и в разных точках планеты, в Ирландии по пронизывающим ветром и дождем, а в Грузии под палящим солнцем и среди гор – они очень близки по темпераменту.

Взгляд на Запад «С улицы Роз»: театр из Молдовы исцеляет смехом

Один из ярких участников III фестиваля – молдавский театр «С улицы Роз», созданный заслуженным деятелем искусств Республики Молдова Юрием Хармелиным. Несмотря на ощущение безысходности и трагизма мрачной комедии, молдавский «Сиротливый Запад» искрится «черным юмором», и в то же время наполнен глубоким смыслом простых человеческих ценностей, размышлениями о собственном предназначении и вере. Поражает филигранная игра актерского ансамбля: Василия Павленко (Коулмэн), Александра Петрова (Вэлин), Вячеслава Азаровского (отец Уэлш), которые абсолютно достоверны и правдивы в предлагаемых обстоятельствах жанра «черной» комедии абсурда.

Зрители говорят: «Они доводят зрителя до полного исступления. Ты ловишь себя на мысли, что гомерически хохочешь над такими событиями, от которых в реальной жизни можно сойти с ума от горя и святотатства происходящего. А потом понимаешь, что этот смех исцеляющий, дающий «глоток воздуха», что, если ты смеешься над этими проблемами, значит, ты их победил. Потому что градус юмористического накала зашкаливает в область чего-то сверхчеловеческого».

Взгляд на ирландскую глубинку из российской: театр из Шадринска покажет свой «Запад»

Театру из небольшого российского города Шадринска – 121 год, он был открыт в 1896 году обществом попечительства о народной трезвости. В 1939 году театр был переименован в Шадринский городской драматический театр, а к началу Великой Отечественной войны по праву считался лучшим периферийным театром Челябинской области и всего Южного Урала.

Для постановки спектакля по пьесе Мартина МакДонаха «Сиротливый Запад» в Шадринск пригласили молодого и талантливого режиссера Илью Роттенберга. Илья определил жанр спектакля как «мрачная комедия». Главный акцент режиссер делает на игре актёров и сюжете. По его словам, МакДонах интересен тем, что очень глубоко погружается в природу человека.

Все части сюжета, поступки персонажей ужасны, это край того, что может делать человек. Хоть дело и происходит в далёкой Ирландии, но всё то же самое может произойти в любом городе мира. Просто два брата с детства, не помня сами, с чего это началось, ненавидят друг друга, и любое слово, поступок, движение вызывает раздражение. И вот такая жутчайшая ненависть соседствует с неподдельной братской привязанностью друг к другу. Они друг без друга никуда… Зрители шадринского спектакля пишут после просмотра: «Хочется попросить прощения у всех, кого обидел». И не это ли – лучше подтверждение глубины смыслов спектакля.

 

Портал «Калининград 24»