29.05.2018
Этери Кекелидзе (из обсуждения спектакля «Васса» (ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ) на Круглом столе критиков, фестиваль «Мелиховская весна»)
- Главная »
- Новости »
- 2018 »
- Этери Кекелидзе (из обсуждения спектакля «Васса» (ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ) на Круглом столе критиков, фестиваль «Мелиховская весна»)
Меня совершенно поражает умение Сергея Федотова читать разных авторов. Читать и понимать, как нужно. Я видела несколько спектаклей: «Игроки» Гоголя и Булгаковскую «Зойкину квартиру» в Таллинском Русском Театре и «Калеку с Инишмана» по МакДонаху в театре «У Моста». И каждый раз я понимала все, что происходило на сцене, все мотивы и способы выстраивать отношения между персонажами. И я заметила, что особой любовью Сергея Павловича пользуется детектив. Он каким-то образом ухитряется обнажать детективную линию у совершенно любого автора.
В Вассе первое, что показано, – ее заговор с помощником, Михайло Васильевым. Это первая завязка конфликта. После этого еще будут и подслушивания, и угадывания, и воровство писем.
Так играть, ставить и оформлять сцену в наше время – редкость. Сцена обставлена с бытовой обстоятельностью, и неважно, насколько это видит зритель. Возникает полное ощущение того, что это сделала хозяйка. И то, что портрет, очевидно, хозяина дома, который стоял в первом акте на рабочем столе, а во втором акте перекочевал в другое место, это тоже воля хозяйки, которая бережет свой дом.
Музыка здесь работает совершенно безошибочно, к концу каждого действия она убыстряется. Убыстряется и добавляет к нашему восприятию неспешного спектакля напряжение, создает необычный фон.
Для постановки взят именно Горький, и это не только юбилейное обращение к его драматургии, это возрождение сути Горького, воскрешение тех людей, его героев, тех, что зарабатывают деньги, а не пилят бюджет, и ужас того, во что превращает этих людей такой способ заработка.
Говоря об убийстве ребенка Липы, Васса произносит: « А что бы ты, интересно, сделала, если бы чужой человек жил бы на твои деньги?» А почему он чужой? Он незаконный, он не должен входить в этот мир. И это убийство повлекло за собой разрушение жизни Олимпиады. Это совершенно поразительная актерская работа. Эту несчастную девушку превратили даже не в рабыню, а в человека, лишенного всего. Но ей это неважно: она думает только об убиенном ребенке.
И такие мелочи, тончайшая подоплека взаимоотношений есть у каждого персонажа. Становится понятно, как они друг к другу относятся, до подробностей. Это видно из того, как Семен тянет «Ю», и как они понимают с Натальей этот их тайный язык. «Ю» – поджатые Натальины губки, которые все говорят о ее характере.
Каждое появление Людмилы с ее каскадом рыжих волос – совершенство. Такая женщина входит, а потом понимает, что ее яркость в этом доме вообще не нужна. Смущает отец Людмилы, он ее не жалеет. Для него Васса и участие в ее деле важнее родственных чувств. Резкий рисунок в отношениях между Павлом и Людмилой.
И это все сочетается в одном спектакле совершенно четко и не противоречит друг другу. В этой семье все может быть абсолютно естественно. И гротескное существование на сцене актера естественно. Все русские характеры так или иначе здесь представлены. По ним можно изучать типажи русской жизни.
У нас в Таллине просто молятся на умение Федотова создать ансамбль артистов.
Этери Кекелидзе, театральный критик