Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

04.07.2022

Энтропия моей жизни

Что будет, если однажды на дороге шумного городского шоссе встретятся патологическая лгунья и яростный правдолюбец? Отвечаю: получится сюжет спектакля «Лягушки в шампанском», поставленного Сергеем Федотовым вместе с театральной студенческой труппой по мотивам одноимённой пьесы Александра Червинского и Михаина Мишина.

27 июня зрители театра «У Моста» погрузились в водоворот невероятных событий, околомистических стечений обстоятельств, которые показывают зрителю, что в жизни всё может закрутиться даже хлеще, чем в голливудской лав-стори. Но обо всём по порядку.

Сцена открывается светом фонарей настоящего «Мерседеса» с номерами Т159УМ, и тут ты понимаешь, что перед тобой эксклюзив. Причём как материальный – номер расшифровывается названием театра – так и духовный – перед тобой играют 8-й отчётный спектакль будущие театральные звёзды, а ныне – студенты института культуры.

За рулём повидавшей виды машины сидит главный герой – бывший актёр, а ныне – таксист, по имени Андрей Сергеевич Зайко, в исполнении Семёна Осокина. Конечно, по заветам «Лягушек» хочется написать, что Осокин – актёр «думающий», но, скорее, он актёр глубокий и понимающий свои роли. Мне довелось видеть его игру в «КАРАМАЗОВЫХ» и «Звере», и везде он – разный. А это признак чего-то большего, чем просто «думающий». Именно Андрей Сергеевич и представляет здесь некую библейскую линию. Все его разговоры о смерти (как своей, так и вселенской), гробах и ничтожестве всего сущего. Огонь в его глазах давно потух, о чём он сам не забывает говорить.

Всегда интересна самопрезентация героев, и Андрей Сергеевич даёт нам такую возможность: «Вы живёте с чудовищем, которое всегда говорит правду».

Талант правды не проходит даром, и поэтому у Андрея Сергеевича на космическом уровне непримиримые отношения с сестрой Тамарой, которая всю свою жизнь посвящает заботе о других. Тамара представляется настолько харизматичной особой, что крадёт каждую минуту появления на сцене. В этом, конечно, заслуга Марии Серовой, благодаря таланту которой голос Тамары звенит в ушах каждого зрителя, от первого и до последнего ряда.

 

В тихую и размеренную жизнь Андрея Сергеевича как падающая звезда врывается русская американка Раечка (Екатерина Пономарёва). Нелепая, в огромных несуразных украшениях и шубе не по погоде, Раечка заполняет своей энергетикой всё скромное пространство «Мерседеса». Мы узнаём её историю: сын героини женится на какой-то «чувырле», а сама Рая работает в Америке, поэтому говорит на истинном американском: «олрайт», «ес», «ноу». Беседы подводят Раю и Андрея Сергеевича к разговору об энтропии, то есть тепловой смерти вселенной, в которую искренне верит герой. А во что верит Рая? В то, что каждый сам выбирает свой путь: для кого-то стакан наполовину полон, а для кого-то – пуст.

Здесь сталкиваются две полярности: он – о смерти, а она – о жизни (её даже зовут – Рая). Он – о правде, а она – о пределах человеческой фантазии. И из этого действительно выходит что-то большее, чем обычная поездка в такси. Перед нами разворачивается история, которая меняет жизни героев.

А параллельно с этим зритель видит ещё одну историю – историю настоящей и необычной любви между Машенькой (Полина Вагина) и Стасиком (Виктор Вилесов). Маша оказывается дочерью Андрея Сергеевича, той самой «чувырлой» сына Раечки – Стасика. Казалось бы, в целой вселенной не найдётся столько совпадений, сколько случается здесь, на театральной сцене.

Поднимаются в пьесе темы маниакальности: Андрей Сергеевич жаждет смерти как манны небесной, Тамара не может представить свою жизнь без «спасения» других, а Рая помешена на Андрее Сергеевиче, в которого, оказывается, влюблена ещё с юношеских времён. И все эти внутренние коллизии на сцене выглядят действительно художественно!

Не менее важный вопрос – вопрос настоящего искусства. Можно ли «сделать искусство за минуточку» или нет? Стоит ли нам подстраиваться под новые реалии или нужно остаться в своём панцире, покрытом пылью? Это некий вопрос отцов и детей, поднятый Тургеневым, но обличённый в современность.

Прекрасная режиссура Сергея Федотова дополняется музыкальным сопровождением, которое отражает внутренний мир Андрея Сергеевича и погружает зрителей в настоящую поездку с таксистом, а световые решения помогают разделить сцены в такси и в кафе.

Безусловными украшениями «Лягушек» можно назвать актёрские работы Семёна Осокина, Виктора Вилесова и Марии Серовой, которые проживают свои роли так, что ты веришь в их истории, в их переживания, движения и даже взгляды. Однако, конечно, весь театральный состав составляет гармоничную и немного необычную семью.

Итогом истории становится, конечно же, невероятный финал, который радует и зрителя, и героев. Кажется, такого удовлетворения от окончания спектакля я не получала давно. Об этом говорят и стоячие овации, а также выход артистов на финальный поклон порядка 10 раз.

 

Валерия Симпатова