Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

02.12.2022

Елена Смирнова (Москва) о спектакле «ЖЕНИТЬБА. Фантасмагория»

«Лучом света» в современном театральном мире остаются спектакли Пермского театра «У Моста» с приверженностью к традициям русского психологического театра, бережным отношением к классике, с акцентом не на внешний антураж, а на раскрытие внутреннего мира и мотивов поступков персонажей. Здесь скрупулёзно воссоздают малейшие детали обстановки, в которой и разворачиваются события той или иной пьесы, таким образом полностью погружая зрителя в атмосферу спектакля. И в благодарность слышат на поклонах рукоплескание зала и многочисленное «Браво!».

Так было и на спектакле «ЖЕНИТЬБА. Фантасмагория», поставленном Сергеем Федотовым ещё в 1992 году и идущим все эти годы с неизменным успехом. Смотреть этот спектакль – сплошное удовольствие! Прекрасная, как всегда, сценография, воссоздающая быт провинциального городка XIX века, колоритные образы буквально всех персонажей, вплоть до появляющегося лишь в первых сценах Степана. «Женитьбы» на моём веку пересмотрено было великое множество – начиная с легендарного (и никем непревзойдённого) спектакля А. Эфроса, но такой Агафьи Тихоновны, как у пермяков, я не встречала! Ирина Молянова затмила их всех, вместе взятых! Это был какой-то фейерверк на сцене!!! Ирина с её роскошной полнотелой фигурой и выразительной мимико, влюбляет в себя не только персонажей пьесы, но и всех зрителей, пришедших на спектакль! С одной стороны, гротескно, а с другой, очень тонко, она играет свою нелепую Агафью. И смеешься над ней по ходу действия, и сердце сжимается, а на глаза непроизвольно наворачиваются слёзы от сочувствия к ней в конце.

Во всех ранее виденных мной постановках все соискатели руки и сердца Агафьи Тихоновны были представлены весьма карикатурно и трудно было понять, как она вообще могла их брать в расчёт («Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому ещё дородности Ивана Павловича – я бы тогда тотчас же решилась»). У Федотова же это вполне реальные люди – брутальный и расчётливый Яичница (Владимир Ильин) – я бы точно свой выбор на нём остановила, ведь за таким – как за каменной стеной. Субтильный, но очень обаятельный Анучкин (Вильдан Валиев) и Жевакин, которого жизнь хоть и сильно потрепала, но не убила в нём, несмотря на 17 отказов, мечту о счастливой семейной жизни (Александр Шаманов). Все женихи здесь получились очень живые! Илья Бабошин просто блестяще справился со своим персонажем, показав нам, как тому «и хочется, и колется». И так этого «кулика» засосало его болото, что расстаться с ним у него не хватило смелости.

Мне каждый раз бывает интересно смотреть, как поставлен и сыгран финальный монолог Подколёсина, начинающийся «за здравие» (сиюминутная готовность пойти под венец), а заканчивающийся «за упокой» (неужто и впрямь нельзя уйти?). Так вот, в спектакле Сергея Федотова он выглядел весьма органично! Браво! Верю! Конечно же, нельзя не отметить и прямого «виновника» всего случившегося – Кочкарёва, взявшегося женить Подколёсина. Василий Скиданов был убедителен в роли «свахи» – как он рьяно взялся за дело, как ловко всё обделывал, всеми манипулировал, но… недооценил лени и трусости своего старого товарища, пережал таки на него… Хороша была и настоящая сваха Фёкла Ивановна (Анастасия Перова), у которой Кочкарёв решил «отобрать кусок хлеба», но не вышло… Резюме – «каждый сверчок знай свой шесток»!!!

Памятуя о том, что Н.В. Гоголь был великим мистиком и позиционируя свой театр также как «первый мистический», Сергей Павлович внёс в свою постановку «Женитьбы» изрядную долю чертовщины – здесь и ящики в комоде ни с того, ни с сего открывающиеся, и появляющиеся из-за дивана ручки, ласкающие Подколёсина, и внезапные исчезновения-появления Кочкарёва... Вместе с приглушённым в течение всего действия светом (горят только свечи), всё это создаёт полное ощущение ирреальности действия, ведь не зря Федотов назвал свою постановку фантастической комедией…

 

Елена Смирнова (Москва)