01.11.2024
«Ирландский герой – гордость Запада». Елена Шмырева
Пьеса ирландского автора Джона Синга полна чёрного юмора. Хохот буквально рядом с отрытой могилой. Кажется, какое уж тут веселье, но автор выстраивает диалоги и события так, что невозможно не смеяться.
Режиссёр Пермского театра «У Моста» Сергей Федотов не забывает о репутации театра, как «самого мистического», и подпускает в действие скрип дверей и половиц, саморазгорающийся камин, выползающий из щелей туман.
Персонажи больше похожи на экзальтированных пациентов психлечебницы, чем на жителей небольшой ирландской деревушки у моря. В их жизни столь мало развлечений, что похороны вдовы – единственный вариант отличного досуга.
К главному герою Кристоферу Мехоуну в исполнении Алексея Улановского вполне подошло бы определение одного из литературных персонажей О'Генри: «Он был свеж, как молодой редис, и незатейлив, как грабли». Простоватый парень, затюканный отцом, посмел поднять на отца лопату. И не только поднять, но и опустить на голову и убить его. Мучимый страхом за содеянное, он пускается в бега, и судьба приводит его в маленькую таверну довольно далеко от родных мест. Но местные жители на удивление не ужасаются убийству, а видят в этом доблесть и героизм. И Кристофер сам начинает гордиться своим поступком. Ничего так сюжетик? И совсем в хеллоуинском духе: мертвец воскресает и начинает преследовать всех, чтобы отыскать сына и отомстить за собственную смерть.
Читаешь написанное – чистый бред, но он так достоверно поставлен. И есть в спектакле не только откровенная издёвка и язвительность, но и флёр любви и разочарований, несбывшихся надежд, и ясная мысль о том, как важно, чтобы в тебя верили.
Вера окружающих в неординарность, смелость и отчаянность делают из трусоватого и забитого Кристи уверенного в себе человека. Уверенного на столько, что ему хватает сил не только победить в местных состязаниях, но и дать отпор внезапно появившемуся отцу. И отец признаёт главенство неожиданно возмужавшего сына. Местные же разочарованы тем, что какой-то лгунишка ввёл их в заблуждение. Девушки, которые совсем недавно вешались на парня, отворачиваются. Сильная и страстная Пегин, первая познакомившаяся с Кристофером и готовая выйти за него замуж, разрывает отношения, а уже через час понимает, что всю оставшуюся жизнь будет жалеть о содеянном. Что-то налаживается, а что-то расстраивается – такова судьба. Но если она преподнесла тебе человека с чувствами, к которому появилась привязанность, то не стоит отворачиваться и собственными руками разрушать возможное счастье. Гордую и сильную Пегин показала зрителям Алёна Войтенко.
Её отец (Владимир Ильин), не в пример отцу Кристофера, прислушивается к мнению дочери, потому что ценит ее и желает ей счастья. Хочет замуж – благословляем, не хочет – насильно выдавать не будем. А не хочет Пегин выходить за давнего своего поклонника нудноватого, постоянно путающегося под ногами Шоона Кью (Василий Скиданов). Путаются под ногами и раздражающие своей назойливостью конкурентки – толпа деревенских девиц. Из этой толпы выделяется вдова Куин (Регина Шнигирь), за ней закрепилась слава «прикончившей своего мужа», а потому она считает, что появившийся в деревне молодой человек с репутацией убийцы подходящий вариант на роль очередного супруга. Но вся чехарда с воскрешением папаши Мехоуна-старшего (Илья Бабошин), разрывом отношений между Пегин и Кристофером, а главное, обретением взаимопонимания в семье Мехоунов, не даёт реализоваться планам вдовы. Сын и отец уходят, оставляя жителей деревушки трезветь или пьянеть в повседневной рутине их жизни.
Но зритель, несмотря на кажущийся не позитивный финал, уходит из театра со светлыми чувствами. Вот такой невероятный феномен чёрного юмора Джона Синга в постановке уникального театра «У Моста».
Елена Шмырева (Москва)