10.04.2022
Екатерина Артемьева (Санкт-Петербург) о спектакле «Мещане»
Гастроли театра «У Моста» в Санкт-Петербурге. Это одно из редких событий, которое было бы жаль пропустить. Поэтому, не сомневаясь, я отправилась смотреть «Мещан» Горького в постановке Сергея Федотова.
Входя в театр, я спросила администратора, сколько длится постановка. Три часа с антрактом, ответила мне женщина в круглых очках. Три часа в будний день: я переживала, что слишком устану и не смогу оценить по достоинству пьесу. Зря я волновалась, три часа пролетели как мгновение, и когда я вышла из театра, то была очень возбуждена: мысли занимали мою голову, а эмоции – душу.
***
Под оглушительный ход часов на глазах у зрителя разворачивается несколько сцен из жизни людей. В этих сценах мы наблюдаем за героями, чьи взгляды на мир разительно друг от друга отличаются. Они собрались под одной крышей – семья Бессемёновых и нахлебники – но отношения между ними складываются скверно. В вопросах мировоззрения каждый смотрит со своей колокольни, несёт свою истину, но не хочет услышать другого. Возникает коллапс.
На первый взгляд, мы имеем дело с классическим конфликтом отцов и детей в семье Бессемёновых. Но он случается не столько между родственниками разных возрастов, сколько между людьми, рождёнными в разных исторических эпохах. Это образованные отпрыски, которые не разговаривают со своими родителями. Зачем же объяснять что-то старикам? Они не поймут, они осудят, они сделают больно. Родители замкнулись в своём мещанском мире и не готовы обсуждать другую жизнь – думают их дети. На другой стороне выступает родительское чувство правоты. Отец (Валерий Митин) знает, какой путь в жизни правильный. Но он не знает, как о нём говорить. Его любовь проявляется в наставлениях и нравоучениях, он воспринимает себя авторитетом и хочет быть таким для всех. Мать (Марина Шилова), которая постоянно оказывается под перекрёстным огнём. Её сбивчивая речь и взгляд, от которого жалеешь её больше остальных. На её плечи ложится не только забота о детях, но и о муже, она старается сглаживать конфликты, находясь не в нейтральной позиции, но на одной из сторон.
В этом мире, где у каждого своя правда, которую невозможно навязать другому, ломаются люди.В этом мире ломается Пётр (Василий Скиданов), сын Бессемёновых, который находит утешение в иллюзиях о своём будущем, в жалости к себе и к другим.В этом мире ломается Татьяна (Анастасия Перова), дочь Бессемёновых. Серьёзную, задумчивую, критически мыслящую девушку одолевает депрессия. Давление общества и родителей, которых она искренне любит и пытается до последнего избежать с ними ссор, нелюбимая работа, которую она выполняет, потому что считает достойной, отсутствие близкого человека и поддержка – всё это обрекает Татьяну на несчастье.
В этом мире живёт уже сломанный человек – певчий Тетерев (Владимир Ильин). Его громкий голос и тупой взгляд вникуда вводят в смятение.О рассуждает об устройстве мира крайне пессимистично и болезненно. Он философ, но на жизнь смотрит с точки зрения обозлённого человека.Тем не менее, он всё ещё сохраняет в себе душу и личность. Ведь он влюблён.
Не ломается в этом доме лишь Нил, воспитанник этой семьи. Он живёт полной жизнью: работает, влюбляется и ясно видит будущее. Его голова не отравлена иллюзиями о прекрасном и недостижимом, как у Петра, и он выбрал для себя ту деятельность, которая приносит ему удовольствие, в отличие от Татьяны. Но ему тоже тесно в этом душном доме.
Я шла к остановке и думала о том, как тонко Горький умеет передать характер человека, и как мастерски это получается у актёров. У них получилось создать настолько цельные образы, что спустя две недели я могу закрыть глаза и вспомнить взгляд каждого из героев, могу вспомнить, с какими интонациями они говорили, как двигались.В каждом из них я нашла себя и оказалась в своём мире непонимания и недомолвок, пока проживала чужую историю в зрительском кресле.
Тяжёлое щемящее чувство одолевает меня, когда подъезжает троллейбус. Мы все когда-то сталкиваемся с неприятием себя своими близкими. Испытываем чувство отчуждённости от них. Иногда, когда люди умеют друг друга слышать, это напряжение можно разрушить и заменить поддержкой и помощью. Но в таких историях, как «Мещане», конфликт заводит в тупик. Люди бьются лбами о стену. Любовь ушла из этого дома, оставив там боль и поражение.
Екатерина Артемьева, Санкт-Петербург