Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

07.03.2019

ДОСТОЕВСКИЙ БЕЗ ПРИМЕСЕЙ

Честно признаюсь: на сей раз фестиваль «CHELoВEK ТЕАТРА» я во многом ждала только ради этого спектакля. Любимый театр, любимый автор, любимая книга – сочетание, разящее прямо в сердце! При этом я была полностью готова к тому, что от «Идиота» в постановке может остаться лишь общая идея. Весь современный театр я подозреваю в стремлении к авангардному и весьма вольному прочтению классики, что полностью одобряю и приветствую! Но театр «У Моста» показал нам просто… Достоевского. Без примесей.

«Идиот» в интерпретации Сергея Федотова – чистая классика, выверенная до мелочей. Ни одного промаха с выбором самых важных сцен из романа, ни одной неверной черточки в образах главных героев. Как отметил режиссер в интервью, опубликованном в «Экспресс-газете» фестиваля «CHELoВEK ТЕАТРА», понимание образа главного героя – князя Мышкина приходит через его противопоставление образу Рогожина. Они братья-враги, оба не вписываются в рамки «приличного общества», но у одного отклонение в сторону абсолютного Зла, у другого в сторону абсолютного Добра.

Весь спектакль будто бы расчерчен четкими линиями, заявленными в аннотации к этой постановке. Объединение или противостояние пар-треугольников: Ганя (Василий Скиданов) – Настасья Филипповна (Мария Сигаль) – Рогожин (Владимир Ильин), Рогожин – Настасья Филипповна – князь Мышкин (Сергей Мельников), Настасья Филипповна – князь Мышкин – Аглая (Виктория Проскурина). Добавлю, что генеральша Епанчина (Марина Шилова) и князь Мышкин тоже складываются в трогательную пару, чьи диалоги вносят особенную краску в образы героев. Мастерство режиссера будто бы лучом прожектора высвечивает именно те ситуации, которые придают персонажам ясность и законченность.

Сергей Федотов характеризует свою постановку «Идиота», как спектакль-наваждение. Это слово вполне в духе героев Достоевского. Каждый из них является пленником навязчивой идеи, освободиться от которой не в силах. В первую очередь князь Мышкин, истинная «болезнь» которого – невыносимая, трепетная порядочность. Мученическая, почти божественная, не находящая места в реальном мире. Не случайно сам режиссер и ряд рецензентов спектакля неоднократно сравнивали этот персонаж с образом Христа. Всепрощающего и готового на муки ради других людей.

Его альтер-эго, Парфен Рогожин, одержим навязчивой идеей обладания недоступной женщиной, и готов к физическому уничтожению любой помехи на своем пути. Будь то даже сама эта женщина. Ганя Иволгин – глубоко несчастный от неумолимой страсти к деньгам, и раздираемый стремлением сохранить при этом остатки достоинства и самоуважения. Настасья Филипповна, мечтающая о семейном счастье, но не дающая самой себе права на него. Аглая Епанчина – красивая, гордая, могущая с одного щелчка получить все, что пожелает. Но не сумевшая справиться с наваждением: обаянием душевной чистоты жалкого, наивного, сумасшедшего князя Мышкина.

Все эти грани давно знакомых и любимых зрителем характеров филигранно удалось подчеркнуть и воплотить режиссеру Сергею Федотову, а также замечательным актерам Пермского театра «У Моста». Чистая классика, настоящий Достоевский. Без примесей.

Напомню, Пермский театр «У Моста» является постоянным участником фестиваля «CHELoВEK ТЕАТРА». Это авторский театр, созданный в 1988 году режиссером Сергеем Федотовым. По общепризнанному мнению, пермской труппе удается сохранять лучшие традиции русского психологического театра, сочетая их с самыми современными, новаторскими приемами в рамках театра-лаборатории. Театр «У Моста» известен далеко за пределами страны, его постановки неоднократно были отмечены наградами всероссийских и зарубежных фестивалей.

 

Наталья Окорокова